ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (теоретико-методологические аспекты)
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-7-29
Аннотация
В данной статье рассматриваются актуальные аспекты влияния идеологий на социальную жизнь всего современного общества и на его отдельных членов. Автором предпринята попытка дать теоретико-методологическое обоснование ответам на следующие вопросы: что понимают ученые под политической идеологией? как научно исследовать идеологию? каким образом возможно идентифицировать различные идеологии? какую роль играют отдельные идеологические доктрины в политике? С целью ответа на эти вопросы в статье проведен научный анализ природы и сущности идеологии, специфики и форм выражения отдельных идеологических доктрин, их воздействия на общественное сознание и социальное поведение.
Многочисленные дискуссий по поводу сущности идеологии сводятся к спору об истинности или ложности той совокупности идей, которая предназначена для управления, в том числе и манипулятивного, массовым сознанием и поведением. Тем не менее, выделяются и объективные, ценностно нейтральные подходы к данному феномену. Сложность адекватной трактовки идеологии обусловлена тем, что она варьирует между политической теорией и политической практикой, представляя собой синтез фундаментального и оперативного уровней, уровня «мысли» и уровня «действия».
Объективному, научному изучению идеологии, в первую очередь, во многом может способствовать тот факт, что в рамках идеологии как специфической формы общественного сознания функционируют целостные и относительно автономные системы политической мысли – «политические идеологии».
В рамках различных политических идеологий выработан целостный и в то же время специфический набор установок относительно сущности взаимоотношений личности и общества, общества и государства, позиций по отношению к традиционным и современным социальным институтам. При этом они всегда опираются на классические теории политической философии.
В статье проводится детальный анализ ключевых построений идеологии классического либерализма, а также критически рассмотрены неолиберальные построения, приведшие, по мнению автора, к превращению либерализма в тоталитарную догму фундаменталистского толка.
Вслед за либерализмом анализируется консерватизм, который как и либерализм, базируется на специфическом наборе представлений о природе человеческого бытия и общественной жизни, заимствованном из классических концепций политической философии, которые составляют его теоретическое ядро. Проведена дифференциация между консервативными построениями, получившими развитие в странах Западной Европы и США, с их акцентом на агрессивной внешней политике и российским консерватизмом, получившим отражение в трудах выдающихся отечественных обществоведов – М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, К.П. Победоносцева, которые обосновали свои идеи о существовании государства, функциях власти, о нравственности и человеческой свободе в русле консервативного мировоззрения. Кроме того, обоснован вывод о том, что именно консервативная, а точнее, - умеренно консервативная идеологическая доктрина содержит совокупность идей, наиболее полно отражающих геополитические, экономические и социальные реалии России, особенности ее духовной и культурной традиции.
Об авторе
Н. Г. ОсиповаРоссия
Осипова Надежда Геннадьевна, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета
119234, Москва, Ленинские горы, 1, стр. 33
Список литературы
1. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира / Пер. с англ. Ш. Нагиба, С. Кастальского. М.: Издательство «Европа», 2007.
2. Бердяев Н.А. О консерватизме // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
3. Бердяев Н.А. О либерализме // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
4. Головков С.А. Социально-политические взгляды Н.А. Бердяева // Наука. Культура. Общество. 2005. № 3.
5. Громовик В.Г. Неоконсервативные идеи в отдельных сферах жизнедеятельности общества // Консервативная идеология в современном мире. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
6. Громовик В.Г. Традиционные тезисы консервативной идеологии и их модификация // «Идеология» и «идеологии» как предмет научного анализа. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
7. Де Местр Ж. Рассуждения о Франции. М., 1997.
8. Капустин Б.Г. Либерализм // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Мысль, 2003. Т. 2. С. 394.
9. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991.
10. Катков М.Н. Песни русского народа, изд. И. Сахаровым. Критика // Отечественные записки. 1839. Т. IV. Кн. VI.
11. Катков М.Н. Свобода и власть // Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» (1863-87). М., 1897.
12. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов на Дону: Феникс, 2000.
13. Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. Т. 3.
14. Осипова Н.Г. Рыночный фундаментализм как источник глобального неравенства // Представительная власть. 2018. № 6. С. 1 – 12.
15. Осипова Н.Г. Социально-философские основы (теоретическое ядро) классического либерализма // Вестник московского университета. Серия 18: социология и политология. 2015. № 4. С. 5 – 26.
16. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
17. Россия: вызовы времени и пути реформирования. М.: 1998.
18. Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. М.: ИСПИ РАН, 2005.
19. Скиннер Э.С. Адам Смит // Невидимая рука рынка / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: пер. с англ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.
20. Стронин А.И. История общественности. СПб., 1885.
21. Тихомиров Л.А. Борьба века. М., 1895.
22. Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение / Пер. с англ. Н.С. Брагиной. М.: Поколение, 2007.
23. Челищев В.И. Либерализм – неолиберализм – рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (Начало) // // Вестник московского университета. Серия 18: социология и политология. 2015. № 4. С. 27 – 49;
24. Челищев В.И. Либерализм – неолиберализм – рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме // Вестник московского университета. Серия 18: социология и политология. 2016. № 1. С. 156 - 181.
25. Шатобриан Ф.Р. Гений христианства // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.
Рецензия
Для цитирования:
Осипова Н.Г. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (теоретико-методологические аспекты). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(4):7-29. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-7-29
For citation:
Osipova N.G. IDEOLOGICAL IMPACT ON SOCIAL BEHAVIOR: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS (BEGINNING). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(4):7-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-7-29