ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-122-138
Аннотация
В данной статье представлен обзор моделей, разработанных исследователями для наглядного представления сложного и многоаспектного коммуникативного процесса, которые отражают наиболее существенные элементы реального процесса коммуникации, взгляды ученых на процесс коммуникации, а также наиболее актуальные проблемы, которые привлекали их внимание в тот или иной период.
По мнению автора, в настоящее время, в связи с развитием и активным внедрением электронно-цифровых коммуникационных технологий в коммуникационные процессы ключевые компоненты коммуникационных моделей существенно трансформировались, а их функциональное назначение значительно изменилось. В данной связи значительное внимание в статье уделено векторам обозначенной трансформации, среди которых – качественное расширение сферы социальной коммуникации, изменение способа передачи информации и таких элементов коммуникативного процесса как коммуникатор – аудитория.
В статье представлена авторская трактовка трансформации модели Г. Лассуэлла в электронно-цифровую эпоху. Автор полагает, что при транспортировке сообщения с информацией помимо физической среды распространения (воздух, компьютерная сеть и др.) большое значение на эффективность оказывает структура распространения, которая все чаще приобретает сетевой характер. В случае сетевой структуры распространения сообщения с информацией и одновременного получения сообщения с информацией большим количеством получателей большое значение имеет «время интереса» получателей к поступающей информации.
В статье проанализированы новые свойства, характерные для цифровых коммуникаций. Так, источник информации (коммуникатор) в цифровую эпоху может быть неизвестен, посылаемое коммуникатором сообщение в цифровую эпоху может подстраиваться по реципиента, каналы связи в цифровую эпоху также могут подстраиваться под конкретного пользователя, количество информационных источников для реципиента в цифровую эпоху значительно увеличивается, но на практике получатель информации обращается к ограниченному числу источников, при этом полагая, что обладает полноценной свободой доступа к информации. Важнейшей из особенностей эффекта коммуникации в цифровую эпоху является то, что в условиях бурного развития виртуальных социальных сетей реципиент сам может являться источником массовой информации. Таким образом, развитие цифровых технологий и сетевых коммуникационных структур хотя и является важным вектором трансформации коммуникационной структуры общества в электронно-цифровую эпоху, имеет неоднозначные последствия для развития социума.
Об авторе
Г. Б. ПрончевРоссия
Прончев Геннадий Борисович, канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры современной социологии социологического факультета
119234, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 33
Список литературы
1. Азарян Д.А., Прончев Г.Б. Современные интернет-технологии и безопасность личности // Юный ученый. 2016. № 3. С. 61–63.
2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Изд. Дом «Вилямс», 2004. 448 с.
3. Василькова В.В. Сети в социальном познании: от метафоры к метатеории // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 5. С. 11–24.
4. Винник В.Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. 2012. №4 (55). С. 110–126.
5. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 650–675.
6. Гавра Д. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
7. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. 228 с.
8. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
9. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 494–505.
10. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. Ч. 1. 432 с.
11. Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ базовых подходов // Вестник московского университета. Серия 18. 2010. № 1. С. 64–85.
12. Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т. 16. № 2. С. 505–528.
13. Почепцов Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», 2001. 656 с.
14. Прончев Г.Б. Об особенностях виртуальных социальных сред Интернета, способствующих социальным девиациям // Образование и право. 2020. № 3. С. 200–208.
15. Прончев К.Г. Концепция «иерархического персонализма»: политологический аспект // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 8 (84).
16. Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3(10). С. 192–194.
17. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2022, 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Прончев Г.Б. ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(4):122-138. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-122-138
For citation:
Pronchev G.B. TRANSFORMATION OF SOCIAL COMMUNICATION MODELS IN THE DIGITAL AGE. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(4):122-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-122-138