ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-180-201
Аннотация
Статья посвящена изучению возможностей социологического исследования пересечения ситуации детской инвалидности и семейного неблагополучия. Автор анализирует растущие показатели детской инвалидности в России: количество детей-инвалидов, распределение по полу и возрасту, нозология, уровень инвалидизации в субъектах РФ, а также показатели инклюзии (посещение образовательных организаций, досуговых мероприятий). Оценка масштабов семейного неблагополучия проводится на основе методики деприваций Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (уровень дохода, жилищно-бытовые условия, педагогическая и социальная компетентность родителей, потребление образовательных, медицинских, социальных услуг, психологический климат в семье). Автор приходит к выводу, что теоретическое изучение положения ребенка-инвалида в неблагополучной семье может вестись в рамках структурно-функциональной теории, структуралистских теорий, теории социальных конфликтов, символического интеракционизма, социального конструктивизма, феноменологии и этнометодологии, бихевиоризма, неофрейдизма, и др., что дает широкие возможности для построения теоретической модели взаимовлияния семейного неблагополучия и детской инвалидности. В статье также приведены результаты вторичного анализа данных исследования общественного мнения о детской инвалидности, полученных методом анкетных опросов (N = 1618, N = 1171) и глубинного интервью (N = 16). Автор приводит результаты собственных эмпирических исследований: анкетный опрос специалистов, работающих с семьями детей-инвалидов (N = 101, респонденты – сотрудники образовательных, медицинских, социальных организаций) и интервью социальных работников (N = 9, респонденты – сотрудники организаций социального обслуживания). На основе анализа собранных данных о ситуации внутри семьи автор выводит модальные характеристики неблагополучной семьи и положения ребенка-инвалида в ней. Важным фактором социальной эксклюзии автор называет замкнутость семьи, ее закрытость и препятствование интервенциям со стороны социозащитных институтов.
Об авторе
А. В. КарпунинаРоссия
Карпунина Анастасия Владимировна, канд. социол. наук, доц. факультета социальной работы
107150, г. Москва, Лосиноостровская ул., д. 24
Список литературы
1. Антонов А.И. В строю научной школы фамилизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. DOI:10.24290/1029-3736-2019-25-4-37-43.
2. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. Вып.2.
3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog.shtml (дата обращения: 20.08.2022).
4. Гуляева Л.В. Роль социального статуса семьи в формировании конкуренто-ориентированности и конкуренто-способности старшеклассников (на примере Тюменской области) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 3. DOI:10.24290/1029-3736-2019-25-3-158-172.
5. Детская инвалидность // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 20.08.2022).
6. Ивков Б. С. Социология инвалидности: монография. М., 2019.
7. Инвалидность и здоровье // Информационные бюллетени ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения: 20.08.2022).
8. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. М., 2000.
9. Конвенция о правах инвалидов ООН. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // Конвенции и соглашения ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.08.2022).
10. Корнилов А.А., Селедцов А.М., Максименко А.В., Летунова В.С., Крысюк М.В., Новосельцев А.Л. Алкоголизм родителей и умственная отсталость их детей // МиД. 2005. № 1.
11. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / перев. с франц. Е.А. Самарской: ред. перевода М.Н. Грецкий. М., 1966.
12. Миронова М.В. Влияние семьи на жизненный путь ребенка-инвалида: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2009.
13. Народонаселение современной России: риски и возможности / Отв. ред. проф. В.В. Локосов. М., 2013. URL: http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/2013_narodonaselenie_sovremennoy_rossii_riski_i_vozmozhnosti.pdf (дата обращения 20.08.2022).
14. Настоящие или липовые? Почему в Чечне каждый шестой – инвалид // Еженедельник "Аргументы и Факты". № 32. АиФ-СК 07.08.2019. URL: https://stav.aif.ru/society/healthcare/nastoyashchie_ili_lipovye_pochemu_v_chechne_kazhdyy_shestoy_-_invalid (дата обращения: 20.08.2022).
15. Общая численность инвалидов по группам инвалидности // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 20.08.2022).
16. Осипова Н.Г. Отраслевая матрица современной социологии: кризис дивергенции // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 2.
17. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М., 2017.
18. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 20.08.2022).
19. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 2006.
20. Торлопова Л.А. Онтологическая сборка инвалидности в практиках медико-социальной экспертизы // Социология власти. 2017. №3.
21. Численность детей-инвалидов по полу в разрезе субъектов РФ на 01.01.2022 // ФГИС “Федеральный реестр инвалидов”. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po-polu (дата обращения: 20.08.2022).
22. Янева-Балабанска И. Социология инвалидности как научное направление // Медицинская антропология и биоэтика. 2020. N1(19).
23. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. №4
Рецензия
Для цитирования:
Карпунина А.В. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(4):180-201. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-180-201
For citation:
Karpunina A.V. THE SITUATION OF DISABLED CHILDREN IN FAMILIES AT RISK: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(4):180-201. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-180-201