Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

МОРАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-222-238

Аннотация

В период пандемии высшая школа столкнулась с трудностями, которые вызвали дискуссию о качестве образования. В центре внимания при этом находится профессиональное образование, требующее заинтересованного участия студентов в образовательной деятельности. Такое участие во многом определяется наличием мотивации студентов, в том числе, моральной. Она особенно важна для становления будущих социальных работников в связи с высокой нравственной и духовной составляющей самой социальной работы. В статье представлены результаты исследования моральной мотивации учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению социальной работы. Качественное исследование представляет собой рефлексию содержания моральной мотивации в виде самооценок студентов четвертого курса, часть которых обучалась в традиционном формате до пандемии, а часть – в дистанционном и/или смешанном формате во время пандемии. Результаты исследования показали, что высказывания участников выстраиваются вокруг этической категории ответственности: перед собой, ближайшим окружением, другими людьми и обществом в целом. Отличие между двумя группами состоит в том, что пандемия и обучение в нетрадиционном формате существенным образом уменьшило моральную мотивацию студентов к получению профессионального образования. Это проявилось как в снижении чувства ответственности перед ближайшим окружением в лице родителей, так и перед другими людьми и обществом в целом. При этом студенты указали на давление антимотивов в виде несправедливой оценки статуса профессии в обществе и моральной неготовности к выполнению профессиональных обязанностей. Проведение подобных исследований необходимо осуществлять, начиная с первого курса, т.к. они могут послужить ориентирами для учебных и внеучебных мероприятий, направленных на совершенствование подготовки будущих специалистов.

Об авторе

Т. В. Шипунова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Шипунова Татьяна Владимировна, докт. социол. наук, доц., проф. кафедры теории и практики социальной работы

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



Список литературы

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. C. 86-100.

2. Арчахова Н.В., Дайнеко М.Ю., Могилева И.И. Влияние обучения в условиях пандемии COVID-19 на мотивацию студентов неязыковых вузов // Казанская наука. 2020. № 10. С. 101-103

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – 3-е изд. М., 1999.

4. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. М., 2020. URL: https://www.ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

5. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. М., 2009.

6. Гриб В. Самое сложное при дистанте - мотивировать студентов к учебе // Интерфакс, 25 ноября 2020. URL: https://www.interfax.ru/interview/738596 (дата обращения: 20.01.2022).

7. Давиденко С.А., Медко И.В., Петрова Г.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 68-80.

8. Иванова М.В., Балымов И.Л. Факторы психологического самочувствия студентов российских вузов в условиях самоизоляции // Непрерывное образование: XXI век (Электронный журнал). 2021. Вып. 3(35). С. 1-16. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7050 (дата обращения: 24.01.2022).

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

10. Королева О.А. Особенности мотивации студентов к обучению // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019 г. / Под ред. Е.П. Ткачевой. Белгород, 2019. С. 168-171.

11. Лазарева О.П. Проблемы мотивации студентов вуза к обучению // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8(50). Ч. 5. С. 46-48.

12. Лебедева С.С. Проблемы подготовки социального работника в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век (научный электронный журнал). 2017. № 2(18). С. 1-7. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3486 (дата обращения: 29.03.2022). DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3486

13. Мальцева Л.В., Суслова Ю.А. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Курган. гос. ун-та. 2017. № 3(46). С. 63-68.

14. Марьин М.И., Никифорова Е.А. Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология (Электронный журнал). 2021. Т. 10. № 1. С. 92-101. URL: https://psyjournals.ru/files/119776/jmfp_2021_n1_Maryin_Nikiforova.pdf (дата обращения: 29.03.2022). DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100109 ISSN: 2304-4977

15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1984.

16. Наумова Ю.А. Проблемы подготовки социальных работников // Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. трудов / Под ред. Н.А. Грика. Томск, 2009. С. 191–193.

17. Полевая Н.М., Лейфа А.В. Современные проблемы профессиональной подготовки социальных работников в вузе, пути решения // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2015. № 1(31). С. 245-248.

18. Тенькова В.А. Особенности учебной мотивации студентов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 87-90.

19. Уланова Ю. Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности // Весенние психолого-педагогические чтения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой, 19 апреля 2017 / Составит. И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. Астрахань, 2017. С. 45-50.

20. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее (аналитический доклад). М., 2020. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_Доклад.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

21. Ученые ИПО изучали мотивацию учебной деятельности студентов КФУ в условиях пандемии COVID-19 / Сайт Казан. федер. ун-та. URL: https://kpfu.ru/psychology/uchenye-ipo-izuchali-motivaciju-uchebnoj-408399.html (дата обращения: 24.01.2022).

22. Филатова Е.В., Ксенофонтова С.Б. Учебно-профессиональная мотивация студентов разных направлений подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. T. 11. № 1. С. 57-65.

23. Филатов В.А., Денисова М.А., Ковальчук С.С. Проблемы социальной работы и пути их решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. Т. 4. № 1(20). С. 89-90.

24. Шагивалеева Г.Р., Калашникова В.Ю. Изучение учебной мотивации студентов вуза // Молодой учёный. 2015. № 19(99). С. 341-343.

25. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. № 5. С. 72-81.

26. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.


Рецензия

Для цитирования:


Шипунова Т.В. МОРАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(4):222-238. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-222-238

For citation:


Shipunova T.V. MORAL MOTIVATION IN PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE SO-CIAL WORKERS. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(4):222-238. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-222-238

Просмотров: 390


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)