Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139

Аннотация

В статье рассматривается кинематограф как предмет социологического анализа. Представлены подходы к концептуализации термина “кинематограф”, выявляется их специфика. Кинематограф рассматривается в качестве вида искусства, средства массовой информации и коммуникации, социального института и индустрии экономики. Выделяются функции и роль кинематографа в обществе.

Особое внимание в статье уделяется особенностям современного кинематографа, среди которых выделяются три основные – глобализация кинематографа, изменение модели производства кино и сериализация кинематографа. В контексте анализа глобализации кинематографа рассматриваются особенности производства и потребления кино. Выделяются позитивные и негативные социальные последствия процесса глобализации в сфере кинематографа. Подчеркивается, что особую роль в эпоху глобализации приобретает государство, которое способно регулировать и контролировать процесс распространения кинопродукции. Анализируется неравенство в сфере кинопроизводства.

В статье представлены характеристики современной модели кинопроизводства, связанные с высоким уровнем конкуренции в сфере киноиндустрии, а также контролем в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Как следствие в современном кинематографе часто встречается расширение сюжетных линий и создание ремейков, приквелов, сиквелов и кроссоверов. Описываются причины этого процесса, такие как коммерциализация, нежелание идти на риск, ориентация на массового потребителя и другие. В качестве третьей значимой черты современного кинематографа рассматривается сериализация. Анализируются социально-психологические, философские трактовки этого процесса. Представлена история сериализации, ее основные этапы и их характеристики. В заключении на основе проведенного анализа делается вывод о потенциальных траекториях развития современного кинематографа.

Об авторе

Т. С. Мартыненко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Мартыненко Татьяна Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. “Чебурашка” обошел “Аватар” и стал самым кассовым фильмом в истории российского проката // Коммерсантъ. 2023.13.01. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5771561 (дата обращения: 14.01.2023).

2. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск, 2008. URL: https://www.aup.com.ua/ml/conf/9.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

3. Вайсбург А.В. Роль кинематографа в процессе социализации молодого поколения // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 105–111.

4. Васильев С.С. Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986–1996 гг. (на примере Краснодарского края): Автореф. дисс. ... к.и.н. Краснодар, 2003.

5. Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург, 2014.

6. Жабский М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25–35.

7. Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2005. № 4 (42). С. 43–50.

8. Жабский М.И. Кинематограф – зеркало или молот? М., 2010.

9. Жабский М.И. К вопросу о рынке в кино // Вестник ВГИК. 2016. № 3 (29). С. 128–139.

10. Жабский М.И., Тарасов К.А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73–81. DOI: 10.31857/S013216250007449-6

11. Жижек С. Киногид извращенца. Кино, философия, идеология: Сборник эссе. Екатеринбург, 2014.

12. История, цели и задачи Фонда кино // Сайт Фонд кино. URL: https://www.fond-kino.ru/about/history/ (дата обращения: 10.01.2023).

13. Кашани Т. Фильмы, которые меняют жизнь. Конструктивная трансформация в кино. Харьков, 2018.

14. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.

15. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // Логос. 2013. № 3. С. 9–20.

16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.

17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2018.

18. Мартыненко Т.С. Образ социального неравенства в антиутопиях начала XXI в. // Кино и капитал. Материалы VI Международной научной конференции Центра исследований экономической культуры СПбГУ. СПб., 2017.

19. Мкртычева М.С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-predmet-sotsiologicheskogo-izucheniya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 12.01.2023).

20. Монастырский В.А. Кино как вид искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 3–2 (23). С. 79–82.

21. Новикова А.А. Сериал как инструмент социокультурного воздействия // Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. Т. 3. М., 2018. С. 119–130. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/316256556.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

22. Осипова Н.Г. Кино // Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М., 2005. С. 718–720.

23. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. М., 2020.

24. Осипова Н.Г. Эволюция социальных институтов семьи, родства и брака в контексте гендерного неравенства // Образование и право. 2020. № 6. С. 114–125.

25. Подойницына И.И. Кино как фактор глобализации и как глэм-продукт: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 250–262.

26. Саламова З. Сериалы: от викторианских романов до видеоигр // Новое литературное обозрение. 2016. № 4 (140). С. 362–368. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/140_nlo_4_2016/article/12087/ (дата обращения: 11.01.2023).

27. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999. https://kartaslov.ru/значение-слова/киноискусство

28. Федюк А.В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е – 1930-е гг.: Автореф. дисс. ... к.и.н. Новосибирск, 2009.


Рецензия

Для цитирования:


Мартыненко Т.С. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(2):120-139. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139

For citation:


Martynenko T.S. Cinema as a subject of sociological analysis: features of modern cinematography. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(2):120-139. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139

Просмотров: 1163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)