Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Феномены пропаганды и контрпропаганды в системе социологического знания

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-165-192

Аннотация

             Статья посвящена детальному социологическому анализу феноменов пропаганды и контрпропаганды, которые являются главными инструментом управления информацией, контроля над общественным мнением, поведением, системой взглядов и представлений людей.  Современная пропаганда – сложный и многогранный социально-политический феномен, представляющий несомненный интерес для многих гуманитарных и социальных наук, в первую очередь психологии и политологии, но особенно актуален он для социологии.

             Автор анализирует и сравнивает подходы двух выдающихся теоретиков, пионеров пропаганды – Г. Лассуэлла и Э. Бернейса. Так, приоритет введения термина “пропаганда” в широкий научный оборот принадлежит американскому политологу Гарольду Лассуэллу, разработавшему эффективную модель “организации пропаганды” в период Первой мировой войны. Этот ученый утверждал, что пропаганда – это “война идей по поводу идей”; она относится исключительно к “контролю над мнениями с помощью значимых символов, или, если выразиться конкретнее, хотя и менее точно, с помощью историй, слухов, сводок, изображений и других форм социальной коммуникации”. По мнению другого выдающегося теоретика Эдварда Бернейса, пропаганда широком смысле этого слова – “механизм широкомасштабного распространения идей как совокупность организованных усилий по внедрению того иного убеждения или теории”.

             В статье выделяется два основных подхода к трактовке термина пропаганда, различных по объему, а также по смысловому и ценностному наполнению. Первый из них – широкий и ценностно нейтральный, а второй –   узкий и достаточно идеологизированный. В данном подходе превалирует акцент на классовом характере пропаганды, целевом внедрении посредством ее инструментов установок и ценностей конкретного (обычно – правящего) класса или его идеологии в массовое сознание.

             Автор подчеркивает, что феномен пропаганды подразумевает под собой целенаправленный коммуникативный процесс передачи конкретной аудитории, с помощью специальных средств и методов, определенной (часто сконструированной) информации, способной оказать воздействие на ее мнение, установки, в конечном счете – на мировоззрение и последующее поведение.  Выявление ее сущностных характеристик пропаганды, а также контрпропаганды позволяет создать более четкое представление о данном феномене.

             На первых этапах научного анализа пропаганды ее часто трактовали как однородную деятельность, сочетающую различные элементы общественно-политической и культурной жизни. В настоящее время такая трактовка представляется упрощенной, если учесть постоянно растущее разнообразие материалов, распространяемых с помощью пропаганды. Таким образом, на практике происходит все более четкая дифференциация типов пропаганды по различным основаниям, которые автор детально анализирует. Особое внимание уделяется на категории “социологическая пропаганда”, которой не всегда осознанно и правомерно оперируют некоторые исследователи – уместнее вести речь о социальной пропаганде или же культурной пропаганде, характер которой существенно отличается от пропаганды политической, но которую нельзя считать новым пропагандистским феноменом.

             В статье обозначено предметное поле социологического анализа феномена пропаганды как в рамках общей социологии, так и специальной социологической теории – социологии пропаганды, обозначены перспективные его направления в электронно-цифровую эпоху.

Об авторе

Е. В. Дорцева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Елена Владимировна Дорцева, ст. преп. социологического факультета,

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234.



Список литературы

1. Бернейс Э. Пропаганда. СПб., 2023.

2. Борщевицкий Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2018.

3. Бредихин А.Л., Удальцов А.А. Пропаганда как средство осуществления идеологической функции государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87).

4. Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дисс. … канд. юр. наук. М., 2002.

5. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.

6. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе: Учеб. пособие для вузов. М., 1987.

7. Ефременко Д.В., Богомолов И.К. Анатомия пропаганды или “война идей по поводу идей” // Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне: перевод с англ. / Сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2021.

8. Иванов В.Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. 1983. № 3.

9. Исследовательский центр Аналитик. Вып. 1. 2011.4.06.

10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

11. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4.

12. Киселев М.В. Психологические аспекты пропаганды // Информационный ресурсный центр “Пси-фактор”. URL: https://psyfactor.org/propaganda7.htm (дата обращения: 02.07.2023).

13. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/007.htm (дата обращения: 02.07.2020).

14. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне / Сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2021.

15. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010.

16. Монахов С., Мелешко В. История возникновения информационного воздействия // Армейский сборник. 2022. № 3.

17. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия общества. 2004. № 1.

18. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техно-социальном пространстве: коллективная монография. М.; СПб., 2020.

19. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Революции и государственные перевороты. Теория, ис-тория и практика. М., 2023.

20. Патрухина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 3 (83).

21. Порецкова А.А. Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Вып. 2.

22. Почепцов Г.Г. Логика пропаганды, или Новости без грима // Информационный ресурсный центр “Пси-фактор”. URL: https://psyfactor.org/lib/propaganda35.htm (дата обращения: 02.07.2020).

23. Почепцов Г.Г. Пропаганда направлена на автоматизм реакций массового сознания // Информационный ресурсный центр “Пси-фактор”. URL: https://psyfactor.org/lib/propaganda79.htm (дата обращения: 02.07.2023).

24. Пропаганда // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. III.

25. Пропаганда // Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. М., 1998.

26. Рустамов Р.Р., Тураева С.Х. Виды пропаганды, ее цели и задачи // Международный журнал “Вестник науки”. 2020. № 11 (32). Т. 5. С. 58–63.

27. Соловьев А.В. Информационная война, понятие, содержание, перспективы // Пространство и время. 2010. № 2.

28. Социологическая пропаганда // Психологическая война / Авт. предисл. и сост. А.Н. Николаев. М., 1972.

29. Тонгузаева Е.Н. Государственная пропаганда как элемент реализации информационной политики // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека: материалы VIII Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. Саратов, 2015.

30. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000.

31. Эллюль Ж. Феномен пропаганды. СПб., 2023.


Рецензия

Для цитирования:


Дорцева Е.В. Феномены пропаганды и контрпропаганды в системе социологического знания. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(1):165-192. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-165-192

For citation:


Dortseva E.V. The phenomena of propaganda and counter-propaganda in the system of sociological knowledge. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(1):165-192. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-165-192

Просмотров: 469


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)