Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Классическое университетское образование перед вызовами современности

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25

Аннотация

Статья посвящена анализу серьезных внешних и внутренних вызовов, которые в настоящее время стоят перед высшим образованием в России.

Внешние вызовы связаны с новыми геополитическими реалиями, которые существенно переопределили место нашей страны в системе международных отношений, трансформировали её национально-государственные интересы и стратегические цели, вызвали значительные сдвиги в функционировании важнейших социальных институтов, одним из которых является высшее образование. Институт высшего образования – важнейший социальный институт, подверженный перманентной трансформации, а классические университеты – первыми должны отвечать на те вызовы, которые возникают перед системой высшего образования в целом.

К внешним вызовам, которые наиболее активно обсуждаются как специалистами, так и в широких кругах общественности автор относит выход из Болонской системы и переход на новую национальную модель высшего образования; изменение, в связи с экономическими санкциями, хозяйственной инфраструктуры России и рынка труда, что требует подготовки квалифицированных кадров, в первую очередь, для наукоемких отраслей производства и разработки “прорывных” промышленных технологий; цифровизацию коммуникационных процессов, включающих массированные информационные и, особенно, дезинформационные потоки, направленные на различные группы населения, и, особенно, на студенческую молодёжь.

Эти внешние вызовы во многом обуславливают вызовы внутренние, которые имеют место в рамках института высшего образования и во многом затрагивают структурные компоненты его среды. В их числе: цифровизация образовательного процесса и попытки слишком активного, не всегда продуманного внедрения дистанционных образовательных технологий; переориентация образовательного процесса на прикладную функ

функцию; кадровое обеспечение образовательного процесса; ценностная трансформация студенческого сообщества, которая требует пересмотра сложившейся модели академического взаимодействия.

В статье анализируются дискуссии, которые ведутся по поводу выхода России из Болонской системы, причем, преимущественно не столько о примитивной сути самой Болонской системы или в отношении оптимальной, применительно к текущей ситуации в России, модели высшего образования, сколько об утраченных для российских студентов ее преимуществах. Достаточно места занимает анализ цифровизации образовательного процесса, ведущего к ценностным трансформациям у российского студенчества.

Об авторе

Н. Г. Осипова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234



Список литературы

1. Баранова А. Что такое Болонская система. URL: https://www.gostudy.cz/blog/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-vsyo-chto-vy-hoteli-o-nej-znat (дата обращения: 29.02.2024).

2. Болонская система vs cобственная модель? URL: https://www.mgpu.ru/rossiya-otkazhetsya-ot-bolonskoj-sistemy/ (дата обращения: 29.02.2024).

3. Елишев С.О. Молодёжная политика в формировании ценностных ориентаций молодёжи // Выбор пути. М., 2010.

4. Елишев С.О. Приоритетные направления и проблемы в осуществлении государственной молодёжной политики в Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2013. № 6. С. 186–198.

5. Как отразится на образовании выход из Болонского процесса. URL: https://imes.su/press-tsentr/stati/item/1233-kak-otrazitsya-na-obrazovanii-vykhod-iz-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 03.03.2024).

6. Касавина Н.А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 55. № 4.

7. Колесов В.П., Садовничий В.А., Всеволожский В.А. и др. Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1993.

8. Крюков Р.В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества // Идеи и идеалы. 2016. № 3 (29). С. 55–59.

9. Осипова Н.Г. Методология анализа глобальных социальных феноменов в творчестве Питирима Сорокина // Гуманитарные науки. Вестник Финансо-вого университета. 2019. Т. 9. № 3. С. 51–57.

10. Осипова Н.Г., Гавриленко О.В., Прончев Г.Б., Дорцева Е.В. Социологическое образование перед вызовами пандемии: новые образовательные техноло-гии. Вестник Московского университета. Серия 18. Cоциология и полито-логия. 2022. № 2. С. 9–48.

11. Осипова Н.Г., Лядова А.В., Семина Т.В. Идеология здоровьесбережения со-временной российской молодёжи: состояние и проблемы // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАН. 2023. № 4. С. 347–360.

12. Остапенко А.А., Калинина В.А. Особенности классического университета как элитарной образовательной организации // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 227–230. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6081 (дата обращения: 29.02.2024).

13. Прокопьев В.П. О признаках классического университета // Университетское управление. 2000. № 2 (13). С. 35–39.

14. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.

15. Профессор ВШЭ Абанкина категорически против выхода России из болонской системы образования. URL: https://www.ridus.ru/professor-vshe-abankina-kategoricheski-protiv-vyhoda-rossii-iz-bolonskoj-sistemy-obrazovaniya-376307.html (дата обращения: 29.02.2024).

16. Путин объявил о реформе высшего образования. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/21/963818-vladimir-putin-obyavil-o-reforme-obrazovaniya (дата обращения: 29.02.2024).

17. Социальное неравенство в современном мире: новые формы и особенности их проявления в России / Под ред. Н.Г. Осиповой. М., 2021.

18. Что известно о Болонской системе образования и участии в ней России. URL: https://tass.ru/info/17108043 (дата обращения: 29.02.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Осипова Н.Г. Классическое университетское образование перед вызовами современности. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(2):7-25. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25

For citation:


Osipova N.G. Classical university education facing the challenges of modernity. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(2):7-25. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25

Просмотров: 508


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)