Современная российская молодежь как целевая аудитория деструктивной пропаганды
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-114-136
Аннотация
Настоящая статья посвящена социологическому анализу широкого круга проблем, связанных с феноменом пропаганды, осуществляемой преимущественно в деструктивной форме с целью воздействия на современную российскую молодежь.
Автор соглашается с классиками общественно-политической мысли в том, что «все стороны человеческой жизни пронизывает пропаганда — механизм широкомасштабного распространения идей», направленный на формирование или изменение представлений об окружающей действительности у широких социальных групп. При этом подчеркивает, что в основе пропаганды часто лежит идеология, но если идеология представляет собой связную систему идей и представлений, то пропаганда — это активное их распространение в различных, порой достаточно агрессивных формах, рассчитанных на конкретную аудиторию, которой наиболее часто служит молодежь.
В статье констатируется, что после распада СССР, в условиях идеологического вакуума, понятие пропаганды полностью исчезло из отечественного общественного дискурса, поэтому современная молодежь не имеет адекватных представлений о его содержательном наполнении. В подтверждение приводятся результаты социологического опроса, проведенного среди студентов социологического факультета МГУ, которые показали, что в студенческой среде превалируют неверные представления о сути данного феномена.
Автор проводит разграничение между конструктивной и деструктивной пропагандой, к характерным чертам которой относит навязывание определенных взглядов, которые в дальнейшей перспективе должны привести к целям, преследуемым субъектами пропаганды. В их числе — разжигание розни, эскалация социальных конфликтов, обострение социальных противоречий, формирование антигуманистических убеждений, погружение людей в трясину социального зла, конфронтацию друг с другом.
Преимущественным объектом деструктивной пропаганды является молодежная аудитория с несформированной или деконструированной системой ценностей, не обладающая критичным мышлением или специальными аналитическими навыками, но подверженная при этом эмоциональным, психическим и, особенно, информационным перегрузкам. Важнейшим субъектом деструктивной пропаганды на российскую молодежь традиционно являются идеологи спецслужб иностранных государств и международных организаций, использующие так называемых «агентов влияния» или «иностранных агентов» (в современной терминологии).
В статье детально рассматриваются механизмы, которые применяют субъекты деструктивной пропаганды для формирования желательных им взглядов, ценностей, убеждений у современной российской молодежи. Автор приходит к выводу, что способы и модели деструктивного пропагандистского воздействия претерпели значительные изменения в эпоху становления электронно-цифровой цивилизации. В основе «цифровой» пропаганды лежат характерные черты, отличающие этот специфический коммуникационный процесс, в который все активнее включаются «новые медиа», пользующиеся огромной популярностью у молодежной аудитории, особенно студенческой.
Об авторе
Е. В. ДорцеваРоссия
Е.В. Дорцева, старший преподаватель социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
Список литературы
1. Бернейс Э. Пропаганда. СПб., 2023.
2. Блинов Н.М. Контр-пропаганда и молодежь. Л., 1980.
3. Виртуальная реальность // Социология: энциклопедия / Сост.: А.А. Грицанов. В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин. Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.
4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Пер. с польск. В.Н. Поруса. М., 1981.
5. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодежью. М., 2019.
6. Засурский Я.Н. Качественная пресса в медийных структурах. М., 2017.
7. Иванов В.Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. 1983. № 3.
8. Корякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2010. Вып. № 1. // http: www.mediascope.ru (Дата обращения: 02.08.2023).
9. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне: перевод с англ. / сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2021.
10. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / пер. с англ. С.И. Остенек. Харьков, 2010.
11. Мещанинова Е.Ю. Место денег в системе ценностей студентов // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11.
12. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: Федеральный закон № 255-ФЗ от 14.07.2022 // Российская газета. 19.07. 2022.
13. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2020 г. // Российская газета. 11 января 2021 г. № 1 (8352). Ст. 2. https://rg.ru/documents/2022/07/19/document-inoagent.html (в последней редакции).
14. Осипова Н.Г. Механизмы социального манипулирования с помощью коммуникативных технологий // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: КДУ, Университетская книга, 2018. С. 36.
15. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. Ч. 1. М., 2019.
16. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Молодежь в системе социально-гуманитарных наук. М., 2022.
17. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Революции и государственные перевороты: теория, история и практика. М., 2023.
18. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования). М., 2016.
19. Патрухина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 3 (83).
20. Поветьев В.П. Бренд-коммуникация в публичной политике: концептуальные основы. URL: http://www.nirsi.ru/74 (Дата обращения 01.03.2024).
21. Рустамов Р.Р., Тураева С.Х. Виды пропаганды, ее цели и задачи // Международный журнал «Вестник науки». 2020. № 11 (32). Т. 5.
22. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: Мысль, 2001. Т. 2.
23. Соловьев А.В. Информационная война, понятие, содержание, перспективы // Пространство и время. 2010. № 2.
24. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. М., 2005.
25. Филиппов Ф.Р. Молодежь // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
26. Хоффер Э. Истинноверующий / Пер. с англ. М., 2004.
27. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000.
28. Чупров В.И. Молодежь // Социологический словарь / Отв. ред. Осипов Г.В., Моск-вичев Л.Н., уч. секр. Чернощек О.Е. М., 2010.
29. Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М., 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Дорцева Е.В. Современная российская молодежь как целевая аудитория деструктивной пропаганды. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(2):114-136. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-114-136
For citation:
Dortseva E.V. Modern Russian youth as the target audience of destructive propaganda. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(2):114-136. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-114-136