Концепция пропаганды Жака Эллюля: критический анализ
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167
Аннотация
Настоящая статья посвящена критическому анализу концепции пропаганды видного французского ученого Жака Эллюля, который получил широкую известность в российском социологическом дискурсе за счет некорректно приписываемому ему словосочетанию “социологическая пропаганда”, которое на самом деле является неверно сконструированным понятием и в оригинальной трактовке автора звучит как “пропаганда социальная”.
В данной связи главная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы точно и корректно передать оригинальные взгляды автора на феномен пропаганды, но систематизировать их так, чтобы в своей сумме они ставили целостную концепцию пропаганды, которая смогла бы найти достойное место в дальнейшем социологическом и политологическом анализе связанных с ней феноменов. Для этого автор, опираясь на материалы, изложенные в первых главах труда Ж. Эллюля, пытается ответить на группы вопросов. К ним относятся: что понимает Ж. Эллюль под феноменом пропаганды в самом общем смысле? С какими методологическими трудностями связано научное изучение этого феномена? Кто выступает объектом, а кто – субъектами пропагандистского воздействия? Какие конкретно инструменты и механизмы запускают действие пропаганды? Каковы ее цели?
Согласно Ж. Эллюлю, подчеркивает автор, пропаганда представляет собой манипуляцию, направленную на изменение мировоззрения, внушение чуждых идей, внушение иных представлений об отдельном событии или о мироустройстве в целом, а затем – подтолкнуть его к действиям. Следовательно, важнейшим свойством и результатом пропаганды является именно отделение мыслительного процесса от действия и поступков: “…одно выполненное действие делает необратимым пропагандистское влияние. Тот, кто совершает поступок под влиянием пропаганды, уже не может вернуться назад и стать собой прежним”.
Особо значимыми вопросами в концепции Ж. Эллюля автор считает вопросы об основах и содержании пропаганды, проблема последовательности в организации процесса пропаганды, ее эффективности. Заслуживающими внимания являются типологизация и классификация видов и разновидностей пропаганды по Ж. Эллюлю, постановка им вопросов о правдивости и научности пропаганды.
Детального анализа основных положений концепции Ж. Эллюля позволил автору обосновать ряд критических выводов, в том числе о чрезмерной психологизации процесса пропаганды, о неправомерности тезиса о вторичности идеологии по отношению к пропаганде, которая функционирует на практическом уровне ее выражения, а также излишней фетишизации пропаганды, что нивелирует влияние на личность традиционных социальных институтов, и практик.
Об авторе
Е. В. ДорцеваРоссия
Е.В. Дорцева, старший преподаватель социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Бабосов Е.М. Жак Эллюль // Новейший философский словарь. Минск, 1998.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1955.
3. Бернейс Э. Пропаганда. СПб., 2023.
4. Дорцева Е.В. Феномены пропаганды и контрпропаганды в системе социологического знания // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. № 1.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2022.
6. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. Ч. 2. М., 2020.
7. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Революции и государственные перевороты. Теория, история и практика. М., 2023.
8. Осипова Н.Г. Механизмы социального манипулирования с помощью коммуникативных технологий // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2018.
9. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб., 1893.
10. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.
11. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Под ред. П.С. Когана. М., 2015.
12. Хоффер Э. Истинноверующий: личность, власть и массовые общественные движения. М., 2004.
13. Эллюль Ж. Феномен пропаганды. СПб., 2023.
14. Эллюль Ж. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М., 1983.
Рецензия
Для цитирования:
Дорцева Е.В. Концепция пропаганды Жака Эллюля: критический анализ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(3):140-167. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167
For citation:
Dortseva E.V. Jacques Ellul’s concept of propaganda: a critical analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(3):140-167. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167