Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Концепция пропаганды Жака Эллюля: критический анализ

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167

Аннотация

Настоящая статья посвящена критическому анализу концепции пропаганды видного французского ученого Жака Эллюля, который получил широкую известность в российском социологическом дискурсе за счет некорректно приписываемому ему словосочетанию “социологическая пропаганда”, которое на самом деле является неверно сконструированным понятием и в оригинальной трактовке автора звучит как “пропаганда социальная”.

В данной связи главная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы точно и корректно передать оригинальные взгляды автора на феномен пропаганды, но систематизировать их так, чтобы в своей сумме они ставили целостную концепцию пропаганды, которая смогла бы найти достойное место в дальнейшем социологическом и политологическом анализе связанных с ней феноменов. Для этого автор, опираясь на материалы, изложенные в первых главах труда Ж. Эллюля, пытается ответить на группы вопросов. К ним относятся: что понимает Ж. Эллюль под феноменом пропаганды в самом общем смысле? С какими методологическими трудностями связано научное изучение этого феномена? Кто выступает объектом, а кто – субъектами пропагандистского воздействия? Какие конкретно инструменты и механизмы запускают действие пропаганды? Каковы ее цели?

Согласно Ж. Эллюлю, подчеркивает автор, пропаганда представляет собой манипуляцию, направленную на изменение мировоззрения, внушение чуждых идей, внушение иных представлений об отдельном событии или о мироустройстве в целом, а затем – подтолкнуть его к действиям. Следовательно, важнейшим свойством и результатом пропаганды является именно отделение мыслительного процесса от действия и поступков: “…одно выполненное действие делает необратимым пропагандистское влияние. Тот, кто совершает поступок под влиянием пропаганды, уже не может вернуться назад и стать собой прежним”.

Особо значимыми вопросами в концепции Ж. Эллюля автор считает вопросы об основах и содержании пропаганды, проблема последовательности в организации процесса пропаганды, ее эффективности. Заслуживающими внимания являются типологизация и классификация видов и разновидностей пропаганды по Ж. Эллюлю, постановка им вопросов о правдивости и научности пропаганды.

Детального анализа основных положений концепции Ж. Эллюля позволил автору обосновать ряд критических выводов, в том числе о чрезмерной психологизации процесса пропаганды, о неправомерности тезиса о вторичности идеологии по отношению к пропаганде, которая функционирует на практическом уровне ее выражения, а также излишней фетишизации пропаганды, что нивелирует влияние на личность традиционных социальных институтов, и практик.

Об авторе

Е. В. Дорцева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Е.В. Дорцева, старший преподаватель социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Бабосов Е.М. Жак Эллюль // Новейший философский словарь. Минск, 1998.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1955.

3. Бернейс Э. Пропаганда. СПб., 2023.

4. Дорцева Е.В. Феномены пропаганды и контрпропаганды в системе социологического знания // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. № 1.

5. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2022.

6. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. Ч. 2. М., 2020.

7. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Революции и государственные перевороты. Теория, история и практика. М., 2023.

8. Осипова Н.Г. Механизмы социального манипулирования с помощью коммуникативных технологий // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2018.

9. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб., 1893.

10. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.

11. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Под ред. П.С. Когана. М., 2015.

12. Хоффер Э. Истинноверующий: личность, власть и массовые общественные движения. М., 2004.

13. Эллюль Ж. Феномен пропаганды. СПб., 2023.

14. Эллюль Ж. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М., 1983.


Рецензия

Для цитирования:


Дорцева Е.В. Концепция пропаганды Жака Эллюля: критический анализ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(3):140-167. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167

For citation:


Dortseva E.V. Jacques Ellul’s concept of propaganda: a critical analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(3):140-167. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-140-167

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)