Феномен “русской идеи”: истоки, компоненты и духовный смысл
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-7-31
Аннотация
Статья посвящена историческому своеобразию истории нашей страны, самобытности ее народа, которое находит отражение в концепции “национальной идеи”. Суть этой концепции — поиск духовного смысла бытия народов нашей страны, выделение исторической миссии российской цивилизации, смысла совместного существования ее народов под началом великого русского народа. “Русская идея” — истоки которой можно проследить уже в религиозно-философском произведении, созданном на Руси в середине XI в., — “Слове о законе и благодати” митрополита Илариона, представляет собой прежде всего духовно-культурную проблему, выражающую своеобразие и уникальность русского духовного опыта.
Автор детально анализирует генезис, смысл и проводит дифференциацию между понятием “русская идея”, которое первым ввел в научный оборот Ф.М. Достоевский, и “идеей нации”, вошедшей в словесный оборот благодаря Н.Я. Данилевскому, по мнению которого “идея нации” была идеей объединения народа в рамках национального государства. Феномен “русской идеи” базируется на постулатах о том, что “Россия — это семья народов”, под эгидой русского народа, который доказал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности, имеющая особую, духовно-нравственную миссию в мировой истории.
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с постановкой “русской идеи”, значимую роль в которой сыграли выдающиеся российские обществоведы Н.М. Карамзин и А.С. Хомяков, а также ее развитием, важный вклад в которое внесли представители славянофильства. Так, К.С. Аксаков концептуализировал понятие “русское воззрение” как “самостоятельное воззрение русского народа, на которое русский народ, как и другие имеет полное право”. Много внимания уделяется социально-философскому обоснованию “русской идеи” в трудах В.С. Соловьева, а также других русских религиозных философов — Н.А. Бердяева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского и И.А. Ильина. Эти мыслители в целом отрицали возможность объяснения общественной жизни на рациональных началах и критиковали стремление западных исследователей игнорировать ее иррациональные стороны, осмысливали социальную реальность с точки зрения христианства и, прежде всего, православия. При этом главный упор делали на приоритетности духовной стороны общественного бытия.
Автор отмечает, что религиозная и философская истина, выраженная русскими мыслителями посредством “русской идеи”, знаменует собой поворот российского общества к исконно национально — историческим истокам, и этот поворот повторился в конце первой четверти XXI в. Русская идея — это определяемая русским национальным характером, сердцем русского человека, оформленная в культуре уникальная синтетическая концепция пути развития русской цивилизации, в основе которой лежат понятия совести, справедливости, внутренней свободы личности, что позволяет сделать вывод о том, что русское мировоззрение базируется скорее на религиозно-нравственных, чем на экономических, политических или правовых представлениях. История убедительно доказала, что произвольный перенос на российскую почву либеральных, чуждых национальной ментальности идеологических конструкций, вступает в противоречие с национальными традициями, способствует дестабилизации социальной жизни, а, в конечном счете, противоречит национально-государственным интересам России.
Об авторе
Н. Г. ОсиповаРоссия
Осипова Надежда Геннадьевна - докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета.
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234
Список литературы
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2004.
3. Горелов А.А. Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм // Знание, понимание, умение. 2017. № 1.
4. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев. М., 2004.
5. Ильин И.А. О русской идее // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2. Кн. 1.
6. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. М., 2004.
7. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Прим. Ю.С. Пивоварова. М., 1991.
8. Катков М.Н. Песни русского народа, изданные И. Сахаровым. Критика // Отечественные записки. 1839. Т. IV. Кн. VI.
9. Катков М.Н. Заметки // Современная летопись. 1857. Янв. Кн. I.
10. Катков М.Н. Без названия // Московские ведомости. 1861. 26.02. № 47.
11. Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии? // Русский вестник. 1862. Февр. № 2.
12. Катков М.Н. Вред у нас казенных изданий // Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» (1863–1887). М., 1897 (а).
13. Катков М.Н. Свобода и власть // Катков М.Н. Собрание передовых статей “Московских ведомостей” (1863–1887). М., 1897 (б).
14. Клементьев Б.С. Славянофильство как религиозная и богословская мысль России: опыт осмысления // Гуманитарный вестник. 2019. № 5.
15. Кудрина Ю. Достоевский, русская реформа и русская идея. URL: https://godliteratury.ru/articles/2021/01/22/dostoevskij-russkaia-reforma-i-russkaia-ideia (дата обращения: 02.02.2025).
16. Мельникова В.А., Бешкарева И.Ю. Особенности русской души, менталитета и характера русского человека // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 18. С. 118–122.
17. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Историческая Россия: территории и перспективы. М., 2020.
18. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
19. Проект “Национальная идеология России URL: https://pero-print.ru/catalog/proekt-nacionalnaya-ideologiya-rossii (дата обращения: 11.05.2025).
20. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / Под ред. Е.И. Кукушкиной. Уч. пособ. М., 2004.
21. Россия: вызовы времени и пути реформирования / Ред. Г.В. Осипов, В.К. Левашов, В.В. Локосов. М., 1998.
22. Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. М., 2004.
23. Стронин А.И. История общественности. СПб., 1885.
24. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.
25. Тихомиров Л.А. Борьба века. М., 1895.
26. Тихомиров Л.А. Личность, общество, церковь. М., 1904.
27. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.
28. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937.
29. Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922.
30. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992 (а).
31. Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I (I–VI) М., 1992 (б).
32. Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2004.
33. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев. М., 2004.
34. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
Рецензия
Для цитирования:
Осипова Н.Г. Феномен “русской идеи”: истоки, компоненты и духовный смысл. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(3):7-31. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-7-31
For citation:
Osipova N.G. The phenomenon of the “Russian idea”: origins, components and spiritual meaning. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(3):7-31. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-7-31