Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Корпоративная ответственность бизнеса в условиях модернизации социально-экономических институтов

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-242-263

Аннотация

В настоящей статье обосновывается перспективный подход к понятию развитие, который позволяет составить четкое понимание о тех факторах, которые имеют долгосрочное влияние на динамику социально-экономического развития и могут помочь объяснить различные паттерны развития, такие как накопление факторов производства, эффективность их использования, технологические изменения, внешние политические и экономические влияния, факторы исторического характера, а также институциональные структуры такие как институт землевладения, институты права и собственности, государственного управления, финансовые институты, особенно, фондовый рынок.

Автор отмечает, что собственный подход к проблеме развития имеет социологическая наука, с позиции которой развитие не следует рассматривать только с точки зрения экономики, а следует обращать внимание на такие процессы, как изменения в семейных структурах, отношениях и менталитете, на культурные, демографические, политические изменения, на трансформацию сельских общин и процесс урбанизации.

В конце ХХ столетия обсуждение развития имплицитно основывалось на ряде идеалов или ценностей модернизации, при этом сама концепция развития заключает в себе эти ценности, поскольку неизбежно предполагает изменение всего общества в направлении модернизационных идеалов, в числе которых рациональность, планирование развития, повышение уровня жизни, сокращение социального и экономического неравенства, более эффективные социальные институты и отношения и т.п. И, несмотря на то, что в конце XX в. термин “модернизация” стал менее применим, список модернизационных идеалов представляется весьма актуальным.

Дебаты о роли и ответственности бизнеса в обществе, связанные с модернизацией, породили различные теории, важное место в ряду которых занимала теория М. Фридмана, детально проанализированная в статье. Автор же обращается к теории, в которой речь идет о переходе к новой капиталистической модели, получившей название “капитализм заинтересованных сторон”, которую сформулировал в 1984 г. профессор Эдвард Фримен в своей книге “Стратегическое управление: концепция заинтересованных сторон”. Согласно его определению, к заинтересованным сторонам компании относятся “любые индивидуумы, группы или организации, существенно влияющие на принимаемые фирмой решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений”.

По мнению автора, переход к модели капитализма заинтересованных сторон, несмотря на то, что дает целый ряд преимуществ порождает определенный социальный эффект, который тормозит развитие национальной экономики. В статье также детально анализируются модели “сознательного капитализма” и модель “корпоративной социальной ответственности”. Корпоративная социальная ответственность — это саморегулирующаяся бизнес-модель, которая помогает компании быть социально подотчетной себе, своим заинтересованным сторонам и общественности. Практикуя корпоративную социальную ответственность, также называемую корпоративным гражданством, компании могут осознавать, какое влияние они оказывают на все аспекты общества, включая экономические, социальные и экологические. Эта модель ценна и для общества, и для бизнеса. Прикладным с корпоративной точки зрения является внедрение стратегии ESG (Окружающая среда, Социальное, Управление), которая является подмножеством Целей устойчивого развития и определяет конкретные параметры их достижения отдельной компанией по всему спектру экологических, социальных и управленческих вопросов.

Об авторе

К. Д. Дорцев
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Дорцев Кирилл Дмитриевич - аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета.

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Васильева В. КСО: что такое корпоративная социальная ответственность. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/617f98159a79474f5e6c60b1 (дата обращения: 23.03.2025).

2. Клаус Шваб: какой капитализм нам нужен. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/12/01/817593-klaus-shvab (дата обращения: 24.01.2025).

3. Корпоративная социальная ответственность. URL: https://ecovadis.com/glossary/ (дата обращения: 30.04.2025).

4. Принцип ESG, что такое, их польза для бизнеса и как внедрить их в кампании. URL: https://korusconsulting.ru/infohub/esg-printsipy/ (дата обращения: 04.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Дорцев К.Д. Корпоративная ответственность бизнеса в условиях модернизации социально-экономических институтов. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(3):242-263. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-242-263

For citation:


Dortsev K.D. Corporate responsibility of business in the context of modernization of socio-economic institutions. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(3):242-263. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-242-263

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)