ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Аннотация
Автор подчеркивает, что теоретико-методологическими предпосылками проведения данного исследования выступил ряд социально-экономических факторов, к которым он отнес становление социального института образования в качестве одного из ведущих механизмов развития и важнейших условий формирования инновационного общества, а также то, что наука на современном этапе развития общества превращается в крупную и самостоятельную отрасль экономики, обретая черты непосредственной производительной силы общества, превращаясь в важнейший инструмент не только духовного, но и материального воспроизводства его жизни. В статье рассматриваются итоги одного из разделов комплексного мониторингового социологического исследования проблем практического использования, трансляции результатов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательских и научных кадров вуза гуманитарно-педагогического профиля в образовательное пространство. Исследование завершено в сентябре 2015 г. Приводятся результаты анализа научно-исследовательских работ (НИР), в ходе которого были выделены уровни (сферы) образовательного пространства, в которые транслировались и/или могли бы транслироваться результаты конкретных научно-исследовательских работ. В процессе исследования был осуществлен сравнительный анализ и дана краткая характеристика социально-профессионального состава акторов выполнения НИР. Автор формулирует ряд предложений, направленных на совершенствование управления научно-исследовательской деятельностью вуза и модернизацию политики в сфере управления университетской наукой. Он акцентирует внимание на возможностях социологической науки в вопросах осмысления процессов и взаимодействий, формирующихся в научно-исследовательской сфере. В статье высказывается предположение о том, что авторская методика и методы исследования состояния и характеристик научно-исследовательской деятельности в вузе гуманитарно-педагогического профиля могут найти свое применение в вузах иной специализации при условии их адаптации к социально-профессиональным особенностям конкретного учебного заведения.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. ВасильевРоссия
Васильев Игорь Аркадьевич, кандидат философских. наук, доцент, руководитель отдела интеграции образования и науки, научный сотрудник лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов
Список литературы
1. Васильев И.А. Потенциал вузовской науки (социологическая диагностика) // Ученый совет. 2014. № 7.
2. Васильев И.А., Жукоцкая А.В. Эффективность реализации модернизационных проектов в образовательной сфере (по материалам социально-педагогического мониторинга) // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. № 4.
3. Геворкян Е.Н. Модернизация качества высшего образования в России (стратегии, опыт, принятие решений). М., 2005 (a).
4. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М., 2005 (б).
5. Геворкян Е.Н., Васильев И.А. Социально-философские аспекты проблем и перспектив развития вузовской науки // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия “Философские науки”. 2014. № 3.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Сост., посл. и прим. А.Б. Гофмана. М., 1995.
7. Ефременко Д.В. Социальные коммуникации науки в эпоху когнитивного капитализма: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: РЖ. 2014. № 1.
8. Жукоцкая А.В. Идеология и образование (социально-философский подход). М., 1997.
9. Комаров Р.В. Введение в психологию одаренности: Учеб. пособ. М., 2015.
10. Индикаторы науки: 2014. М., 2014.
11. Кузина Л.Г., Васильев И.А. Подготовка молодых научных кадров: проблемы и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия “Педагогика и психология”. 2011. № 3.
12. Миронов В.В. О реформе российского образования (часть вторая) // Социология образования 2012. № 8.
13. Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Павлова. СПб., 1995.
14. Огурцов А.П. Научный дискурс: Власть и коммуникация (Дополни-тельность двух традиций) // Философские исследования. 1993. № 3.
15. Оллменд Д. Социология социальной включенности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: РЖ. 2015. № 4.
16. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М., 2015.
17. Парсонс Т. Профессия и социальная структура // Социальные и гума-нитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Со-циология: РЖ. 2015. № 4.
18. Постановление Совета Российского союза ректоров “О мерах по раз-витию высшего образования” от 23.12.2003 № 1. Совет Российского союза ректоров.
19. Седаков Д.А. Финансирование системы высшего образования как ос-нова развития человеческого капитала // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2014. № 4 (10).
20. Уайт П. Управление исследованиями и разработками / Под ред. Д.Н. Боб-рышева. М., 1982.
21. Управление высшим учебным заведением: Уч. / Под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. М., 2010.
22. Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической по-литике” от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/135919
23. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. URL: http://base. garant.ru/70291362.
24. Шеллинг Ф.В.Й., фон. Лекции о методе университетского образования / Вступ. ст., примеч. И. Фокина. СПб., 2009.
Рецензия
Для цитирования:
Васильев И.А. ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(1):132-146. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-173-183
For citation:
Vasilyev I.A. THE POTENTIAL OF UNIVERSITY RESEARCH: SOCIOLOGY, MANAGEMENT AND PRAGMATIC CONTEXT. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(1):132-146. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-173-183