Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА И КОРПОРАТИВНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-69-73

Полный текст:

Аннотация

Исследование лояльности сотрудника организации обычно связывают с анализом организационной культуры, ее норм, ценностей, правил, на основе которых выстраиваются отношения между персоналом и организацией. В современной России сложился интересный симбиоз организационных культур разных эпох, по-своему влияющий на формирование лояльности персонала организаций. В статье анализируются результаты исследований корпоративной культуры российских организаций, полученные за последние десятилетия известными российскими и западными социологическими компаниями, а также отдельными российскими социологами. Существенной особенностью данных исследований является то, что проводились они исключительно количественными методами и в формате западных ценностей корпоративной культуры и оценки лояльности персонала организации. В результате авторского анализа удалось выявить, что корпоративная культура российских организаций, а также лояльность персонала как ее качественная характеристика не соответствуют многим, присущим мировой практике, критериям оценки. Российскую деловую культуру принято рассматривать как находящуюся в процессе становления, в какой-то степени “недоразвитую” по сравнению с культурой, существующей в странах с сильными капиталистическими традициями. Это не так. За 25 лет развития в России рыночной экономики сформировалась определенная система ценностей персонала, включающая в себя ценности дореволюционного предпринимательства, мировоззренческие ориентации советских времен и ценности, сформированные в последние годы. Низкая степень лояльности работников по отношению к организациям в этом плане представляет собой не признак недоразвития корпоративной культуры, а специфическую культурную черту отечественного бизнеса, имеющую под собой вполне рациональные основы и не подлежащую исключительно отрицательной трактовке. Такие выводы были получены на основе качественно-количественных исследований, проведенных с использованием методов анализа биографий и контент-анализа современной бизнес-периодики. Качественно-количественные методы исследования ценностей российской деловой культуры позволяют глубже посмотреть на персонал современных российских организаций. А на глубинном уровне люди стремятся воплощать в своей жизни, на работе и в быту высокие принципы и идеалы. Исследование документов и анализ периодики свидетельствуют о том, что у современных “капитанов бизнеса”, и у персонала в целом, воспроизводятся умения и ценности, свойственные предыдущим поколениям. Наиболее значимыми в этом ряду ценностями оказались российские ценности трудолюбия и преобладания моральных форм мотивации над материальными. Эти данные стали показательными как для характеристики современной российской деловой культуры, так и для характеристики лояльности персонала организации. 

Об авторе

Е. А. Свердликова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
канд. филос. наук, доц. кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета


Список литературы

1. Баранская С.С. Методика измерения лояльности // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1 (15). URL:http://psystudy.ru

2. Барков С.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. № 2. С. 119–132.

3. Барков С.А. Создание культурных ценностей как приоритет в развитии современного государства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 4.

4. Барков С.А. Национальный и корпоративный патриотизм как факторы социально-экономического развития // Народонаселение. 2010. № 3.

5. Боенко Н.И. Специфика формирования российской организационной культуры // Проблемы современной экономики. 2007. № 1 (21).

6. Бурцева И.А., Корякин Д.Д. Адаптация организационной культуры российских компаний к условиям деятельности на международном рынке. URL: http://sibac.info/16947

7. Гавриленко О.В. Россия между Западом и Востоком: организация, культура, практики управления и отношения неравенства // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 3. С. 56–70.

8. Гудкова Т.В. Особенности корпоративной культуры российских компаний. М., 2014.

9. Дементий Л.И., Щепоткин С.В. Детерминанты социальной ответственности предпринимателей: о социальной ответственности бизнеса у предпринимателей среднего и крупного бизнеса // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2010. Т. 4. Вып. 1. С. 48–54.

10. Захарова У.С. Анализ национальных особенностей культур: к проблеме синтеза теории ключевых слов и теории культурных доминант // Вестник Томского ГУ. 2012. № 3 (7).

11. Корпоративная культура в российских компаниях. URL: http://epigraph.info/index.php?option=com_content&view=article&id=24573:korporati vnaya-kultura-v-rossijskih-kompaniyah&catid=32&Itemid=104

12. Кузеванова А.Л. Современный российский бизнес: специфика ценностной системы // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1.

13. Латова Н.В., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

14. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организационная приверженность // Управление персоналом. 2001. № 6. С. 19–25.

15. Маркеева А.В. Геймификация как инструмент управления персона лом современной организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. С. 1924–1936.

16. Мартынова М. Корпоративная культура: сценарий изменения // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 10.

17. Монсурова Г.А. Корпоративная приверженность и ее детерминанты: межстрановые сравнения. URL: https://www.regconf.hse.ru.uploads/91ba2b 308c4ec348c3f22a819ae051a1586d0869.doc

18. Мотивация персонала 2012: могут ли компании заинтересовать российских сотрудников чем-то, кроме денег? URL: http://www.kellyservices. ru/RU/About-us/news/08102012/

19. О справедливой оплате труда. Справедливо ли оплачивается труд? Должна ли информация о размере зарплат быть открытой? // ФОМ. 2013. 06 дек. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11225

20. Отношение к работе. Любят ли россияне свою работу? И чем бы люди занялись, если бы могли не работать? // ФОМ. 2012. 10 сент. URL: http:// fom.ru/Rabota-i-dom/10624

21. Оценка лояльности персонала // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. URL: http://www.cfin.ru/management/people/motivation/commitment_ eval.shtml

22. Полосухина М.В. Формирование модели управления лояльностью персонала современной организации // Управление экономическими системами. 2011. № 36. URL: http://uecs.ru/uecs-36-122011/item/943-2011-12-29-08-01-01

23. Потеряхин А.Л. Лояльность персонала и “долголетие” предприятия // Лаборатория Информационно-психологических технологий. 2014. Дек. http://labipt.com/Лояльность-персонала-и-долголетие/

24. Райхельд Ф. Как строить взаимоотношения с персоналом. Руководство для руководства. СПб., 2014.

25. Трудовая мобильность: 1990–2015 // ВЦИОМ. 2015. 18 дек. Пресс-вы-пуск № 3004. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115521

26. Туманова О.М. Преданность работодателю как лучшая мотивация: аргументы за и против // Мотивация и оплата труда. 2011. № 1. URL: http:// grebennikon.ru/journal-24.html

27. Устинова О.В., Чуприна Е.В. Формирование корпоративной идентичности персонала // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. Вып. 34. № 24 (353). С. 50–53.

28. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб., 2013.

29. Чанко А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента Т. 3. № 4. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/310/625/1219/x23029_054_Chanko.pdf


Для цитирования:


Свердликова Е.А. ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА И КОРПОРАТИВНЫЙ ПАТРИОТИЗМ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017;23(2):116-136. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-69-73

For citation:


Sverdlikova E.A. TRADITIONS OF RUSSIAN BUSINESS AND CORPORATE PATRIOTISM. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(2):116-136. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-69-73

Просмотров: 296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)