Ценности и электоральное поведение российских граждан на президентских выборах (2012, 2018 гг.): постоянство и изменчивость
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-227-246
Аннотация
На протяжении многих лет кафедра методологии социологических исследований разрабатывает проблему ценностного измерения российского общества и связь его ценностной структуры с политическим поведением граждан. Результаты проведенных исследований опубликованы в ряде статей в научных журналах. Результаты последнего исследования данной проблемы представлены в данной статье.
На основе эмпирических данных двух социологических исследований, проведенных по единой методике с использованием метода личного анкетирования, в апреле 2012 г. и мае 2018 г. — почти сразу после выборов Президента РФ, в статье анализируется структура ценностей городских избирателей России, оказывающая влияние на их отношение к участию в президентских выборах, к выдвинувшимся на них кандидатам. Рассматриваются социально-экономические и социально-политические условия в России и их влияние на структуру ценностей городских избирателей. Выявляются причины того, почему при ухудшении экономического положения избирателей в 2018 г. по сравнению с 2012 г., меньшее количество городских избирателей участвовало в выборах и существенно большее их количество проголосовало за В. Путина.
В статье показано, что структура ценностей городских избирателей остается преимущественно “материалистической” (по Р. Инглхарту), при этом в ней усиливается роль “постматериалистических” ценностей. Раскрыто влияние ценностной структуры избирателей на их участие в голосовании на президентских выборах и на поддержку того или иного кандидата. На основе сравнения результатов президентских выборов в 2012 и 2018 г. показано, что за 6 лет идеологический спектр кандидатов расширился и стал выражать более широкий диапазон политических взглядов на дальнейшее развитие российского общества и государства — от крайне либеральных, демократических, до крайне консервативных, тоталитарных, что является существенной особенностью современной российской партийно-политической системы. Середину этого спектра представлял либеральный консерватизм В. Путина и его поддержка в 2018 г. отражает сдвиг ценностей городских избирателей от крайне правых и крайне левых к середине — к либеральному консерватизму.
Выявлено, что в рамках “материалистической” структуры ценностей городских избирателей, ценность материального достатка не играет существенной роли при выборе избирателями будущего развития России. На первом месте находится ценность бескорыстного патриотизма и семьи. Сложные политические условия, в которых оказалась Россия в 2018 г., придали патриотизму избирателей воинственный характер, который отсутствовал в 2012 г., что в еще большей степени объединило российское общество вокруг В. Путина и стало причиной существенного роста его поддержки со стороны избирателей. Либеральная составляющая консерватизма в программе В. Путина — расширение экономических, политических и духовных свобод — привела к его поддержке со стороны умеренно либеральных избирателей. Все это вместе предопределило самый большой успех В. Путина на выборах Президента РФ в 2018 г.
Об авторах
Ю. П. АверинРоссия
Аверин Юрий Петрович – докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234
В. А. Сушко
Россия
Сушко Валентина Афанасьевна – канд. социол. наук, доц., доц. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234
Список литературы
1. Аверин Ю.П., Добреньков В.И., Добренькова Е.В. Качество жизни российских граждан и его влияние на их политические и экономические предпочтения (по результатам социологического исследования). М., 2013.
2. Инглхарт Р. Меняющиеся ценности, экономическое развитие и политические перемены // Международный журнал социальных наук. 1996. № 12.
3. Итоги выборов президента 2018 года в инфографике. URL: https://medium.com/kartinkamaciya/vybory-2018-itogi-486e9813d131 (дата обращения: 16.12.2018).
4. От 60 до 120: сколько зарабатывает средний класс в России. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/06/2018/5b27bf829a794710796bbfe5 (дата обращения: 15.12.2018).
5. Предвыборная программа Ксении Собчак. Президент-РФ. URL: http://president-rf.ru/page/predvybornaja-programma-ksenii-sobchak (дата обращения: 16.12.2018).
6. Президентская программа. За Явлинского. URL: https://2018.yavlinsky.ru/campaign/ (дата обращения: 24.11.2018).
7. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2.
8. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2008.
9. Электоральное поведение. Фонд знаний “Ломоносов”. URL: http://lomonosovfund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126698 (дата обращения: 03.11.2018).
10. Явка ниже, чем в 2012 году: почему новосибирцы не захотели пойти на выборы. Информационное агентство Regnum. URL: https://regnum.ru/news/2392571 (дата обращения: 24.11.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Аверин Ю.П., Сушко В.А. Ценности и электоральное поведение российских граждан на президентских выборах (2012, 2018 гг.): постоянство и изменчивость. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(4):227-246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-227-246
For citation:
Averin Yu.P., Sushko V.A. Values and electoral behavior of Russian citizens at presidential elections (2012, 2018): constancy and variability. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(4):227-246. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-227-246