Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-247-264

Аннотация

В статье анализируется роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи, происходящей в контексте глубоких социально-экономических и политических преобразований. Особенно значимый для развития политических взглядов период — от 15 до 25 лет. Молодые граждане России находятся на этапе формирования политических установок и подвержены воздействию различных факторов. Бóльшая часть политической информации поступает в настоящее время из средств массовой информации, как традиционных — газет, журналов, радио, телевидения, так и инновационных — посредством интернета. Телевидение способствует формированию общественного мнения, передавая политические новости и их оценку, затрагивая важные проблемы, существующие в политической сфере. Наиболее ощутимо возросла роль интернета. Новостные агрегаторы и онлайн-блогеры представляют широкий спектр мнений о политических событиях. Очевидна значимость адекватной оценки роли традиционных и инновационных СМИ в политической социализации молодежи, в формировании политической субъектности молодого поколения россиян.

Об авторах

Т. Н. Самсонова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Самсонова Татьяна Николаевна - докт. полит. наук, проф. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета

Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва, 119234



Е. С. Наумова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Наумова Екатерина Сергеевна - магистрант социологического факультета

Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Бодрунова С.С. Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 203–215.

2. Вартанова Е.В., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, М.Л. Матвеевой, А.И. Подольского. М., 2002. С. 7–18.

3. В России создадут политканал для детей? URL: https://news.rambler.ru/education/38356868-v-rossii-sozdadut-politkanal-dlya-detey/amp/ (дата обращения: 29.04.2019).

4. Государственная программа Российской Федерации “Развитие культуры и туризма” на 2013–2020 годы. URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/27/detail/27/ (дата обращения: 10.04.2019).

5. Гришко Н.А. Специфика социально-политических факторов, влияющих на процесс политической социализации молодежи в современной России // Общество и право. 2012. № 1. С. 293–298.

6. Добринская Д.Е. Cоциологическое осмысление интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 3. С. 21–38.

7. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М., 2015.

8. Ермакова С.С. Доверие российского общества к СМИ: современное состояние и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 43–46.

9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 “О средствах массовой информации” (вступ. в силу с 01.01.2018). Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия. URL: https://rg.ru/1991/12/27/smi-zakon.html

10. Зиненко В.Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 1. С. 145–161.

11. Ихилов О. Быть или не быть: политическая социализация в изменяющемся мире // Политическая психология: Хрестоматия / Cост. Е.Б. Шестопал. М., 2018. С. 13–23.

12. Камнев Д.Г. СМИ в процессе политической социализации молодежи в России: фокус на сравнительный анализ роли Интернета // PolitBook. 2013. № 4. С. 61–74.

13. Канал “Россия” начал показ фильма “Путин” // Вести.ru. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2997857&tid=111685 (дата обращения: 25.04.2019).

14. Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2017.

15. Молодежи посылают телесигнал // Газета Коммерсантъ. № 29 (6267) от 16.02.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3549700 (дата обращения: 25.04.2019).

16. Молодежь все меньше смотрит телевизор. URL: https://news.rambler.ru/other/42082473/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 25.04.2019).

17. Молчанова О.И. Аспекты социального управления современной радиостанцией в условиях медиаконвергенции на примере радио “Эхо Москвы” // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 1. С. 78–95.

18. Мониторинг ВЦИОМ “Деятельность общественных институтов”. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (дата обращения: 27.04.2019).

19. Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики. Опрос ФОМ. URL: https://fom.ru/posts/13103 (дата обращения: 26.04.2019).

20. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.

21. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008.

22. Русакова О.Ф. Виртуальная власть масс-медиа // Дискурс-Пи. 2010. № 1–2. С. 33–37.

23. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2014. Т. 14. № 4. С. 65–77.

24. СМИ: востребованность и оценки работы. Опрос ФОМ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14028 (дата обращения: 28.04.2019).

25. Сайганова Е.В. Политическая социализация молодежи: основные агенты и каналы формирования // Социология. Политология. 2013. № 4. С. 34–37.

26. Самсонова Т.Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4. C. 47–56.

27. Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 37–51.

28. Самсонова Т.Н. Гражданское образование в условиях глобализации: проблемы и пути совершенствования // Кризис цивилизации в контексте политических процессов XXI века / Под ред. А.И. Костина. М., 2016. С. 222–247.

29. Самсонова Т.Н. О становлении политической субъектности российской молодежи в процессе политической социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 18–24.

30. Самсонова Т.Н., Титов В.В. К вопросу о становлении национально-гражданской идентичности российской молодежи в условиях глобальных социокультурных трансформаций начала ХХI века // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 3. С. 156–173.

31. Станевич А.Ю. Политические настроения российской молодежи: состояние и особенности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 4. C. 254–272.

32. Суходолов А.П. Идеологическая функция средств массовой информации в условиях информационных войн // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. № 2. С. 117–126.

33. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности в России: роль институтов культуры и массмедиа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 45–57.

34. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. Монография. М., 2017.

35. Фонд поддержки патриотического кино. URL: https://ruskino.ru/production/patriotfilm (дата обращения: 10.04.2019).

36. Фигуровский Н. Фактчекинг бьет фейк-ньюс // Культура. 2019. № 15.

37. Шариков А. Политическое радио через призму истории // Ключи к эфиру: В 2 кн. Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А. Шевелева. М., 2007. Кн. 1. С. 11–29.


Рецензия

Для цитирования:


Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(4):247-264. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-247-264

For citation:


Samsonova T.N., Naumova E.S. The role of mass media in political socialization of modern Russian youth. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(4):247-264. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-247-264

Просмотров: 4216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)