Практики политической социализации в современной российской школе: состояние, проблемы и векторы развития
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-110-126
Аннотация
В статье рассматриваются практики политической социализации в современной российской школе, происходящие изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Проанализированы содержание и значение преподавания социально-гуманитарных дисциплин в формировании правовой, гражданской культуры и патриотизма подрастающего поколения. Выявлены особенности и проблемы учебно-воспитательного процесса в условиях масштабной цифровизации, широкого применения современных информационных технологий. Проанализировано значение развития цифровой грамотности школьников, реализации современных образовательных программ и внедрения актуальных форматов обучения. Раскрывается роль основных направлений внеклассной деятельности, мероприятий патриотической направленности в становлении политической субъектности молодых россиян как достойных граждан страны.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Н. СамсоноваРоссия
докт. полит. наук, проф., заведующий кафедрой политологии и социологии политических процессов социологического факультета
Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. № 4.
2. Бродовская Е.В., Лукушин В.А., Синяков А.В. Формирование цифрового гражданства в школе: результаты социологического исследования в Ставропольском крае // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2.
3. Волченкова Г.П., Винницкая С.А., Зубкова М.В., Никонова Ю.И. Цифровое гражданство учителя как условие продуктивной цифровой среды обучения // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2020. № 1.
4. Гуляева В.И., Коптяева А.С. Потенциал ученического самоуправления как средства интеграции и социализации // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17147
5. Есина Т.А. Государственный праздник как компонент современной российской культуры // Известия Тульского государственного университете. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 1.
6. Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kaz.
7. Концепция преподавания учебного курса “История России” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Сайт Министерства Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/
8. Концепция преподавания учебного предмета “Обществознание” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Сайт Министерства Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/
9. Курс молодого поттеровца. Читающий ребенок в эпоху гаджетов // Российская газета. Федеральный выпуск. 2020.21.12. № 288 (8342). URL: https://rg.ru/2020/12/21/chto-chitaiut-sovremennye-podrostki.html
10. Лемуткина М. Родители оценили качество школы // МК. 2018. 16 июля.
11. Лучшие практики патриотического воспитания школьников / Под общ. ред. В.Е. Зиненко. М., 2021.
12. Муратова Л.В., Муратова А.С., Орлова К.С. Дистанционное обучение: первичный анализ данных оценки текущей ситуации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86).
13. Наумова М.С., Фардзинова З.А. Ученическое самоуправление как форма политической социализации молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 27 (69).
14. Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022.
15. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. URL: garant.ru›products/ipo/prime/doc/55070507/
16. Садовничий В.А. Развитие педагогического образования в России. Из выступления на заседании Совета Российского союза ректоров 8 июня 2021 года // Садовничий В.А. Размышления математика и ректора. Избранные выступления. М., 2021.
17. Самсонова Т.Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4.
18. Самсонова Т.Н. Гражданское образование перед вызовами цифровизации: новые возможности и риски // Информационное общество: пределы и риски – прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения. М., 2020.
19. Самсонова Т.Н. Когда же взойдет “заря гражданственности новой” над Россией? (О формировании гражданской политической культуры в современной России) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. № 3.
20. Самсонова Т.Н. Патриотами не рождаются – ими становятся (о патриотическом воспитании в современной российской школе) // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты). Екатеринбург, 2020.
21. Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общ. ред. А.В. Селезневой. М., 2020.
22. Селезнева А.В., Азарнова А.А. “Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5.
23. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4.
24. Федеральным законом установлено: образование – это не услуга, а учитель – это не обслуга. URL: https://eduinspector.ru/author/eduinspector/
Рецензия
Для цитирования:
Самсонова Т.Н. Практики политической социализации в современной российской школе: состояние, проблемы и векторы развития. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(1):110-126. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-110-126
For citation:
Samsonova T.N. Practices of political socialization in modern Russian school: state, problems and vectors of development. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(1):110-126. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-110-126