Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Продвижение специальных интересов публичных компаний

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-167-178

Аннотация

Основой анализа специальных интересов в экономической деятельности являются исследования неоинституциональной теории, трактующей феномен лоббизма как процесс обмена государства и бизнеса, в сфере конкуренции за влияние по принятию решений и распределения ресурсов на основе проявления различающихся интересов. Конкуренция разворачивается в двух областях взаимодействия – формирование институциональных норм, которые непосредственно определяют экономический результат бизнеса и за ресурсы для реализации инвестиционных программ. Выделены особенности российского экономического лоббизма и новые формы продвижения экономических интересов в органах власти. В крупных компаниях лоббизм становиться сферой специализированного GR-менеджмента, прорабатывающего вопросы стратегических и операционных интересов компаний с представителями органов власти. Показано, что деятельность GR-модифицируется под воздействием практики реализации крупных проектов, встраивание бизнеса в программы государственного управления. Значительное развитие и эффективность в достижении целей реализации особых секторальных интересов получил коллективный лоббизм в форме разнообразных союзов, объединений и ассоциаций предпринимательских структур, находящихся в постоянном диалоге с органами власти. Определено, что современной тенденцией лоббизма выступает артикулирование специальных интересов бизнеса по стратегическим направлениям экономической динамики, где сосредотачиваются административные и финансовые ресурсы государства. Традиционные и новые мотивы лоббизма перемещаются в сферу формирования нового инвестиционного цикла, стратегических национальных проектов, цифрового развития и решения экологических проблем.

Об авторе

В. П. Васильев
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

канд. эконом. наук, доц., зав. кафедрой социологии государственного управления социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы // Нобелевские лауреаты по экономике. Т. 1. М., 1997.

2. Каневский П.С. Институт лоббизма в XXI веке: сравнительный анализ. М., 2020.

3. Костяев С.С. Бюджетный лоббизм в США: от Дж. Буша-мл. к Б. Обаме: Монография. М., 2017.

4. Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005.

5. Морозов О.А. Продвижение интересов компании в органах государственной власти: Уч.-практ. пособ. СПб., 2017.

6. Павроз А.В. Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. СПб., 2016.

7. Радыгин A., ЭнтовHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" Р. “Провалы государства”: теория и политика // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 4–30.

8. Российский статистический ежегодник. 2020 г. Стат. сб. М., 2020.

9. Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38702 (дата обращения: 02.11.2011).

10. Acemoglu D., Golosov M., Tsyvinski A. Markets versus governments // Journal of Monetary Economics. 2008 (a) Vol. 55. P. 159–189.

11. Almond G. A comparative study of interest groups and the political process // The American Political Science Review. 1958. Vol. 52. N 1.

12. Evan W.M., Freeman R.E. A stakeholder theory of the modern corporation: Kantian capitalism // Ethical Theory and Business / Ed. by T.L. Beauchamp, N.E. Bowie. Englewood Cliffs, 1988. P. 97–106.

13. Pareto V. Cours d’économie Politique. Vol. I, II. Lausanne, 1896.

14. Pross A. Lobbing: models for regulation. P., 2007.

15. The UN global compact and accenture strategy. Transforming Partnerships for the SDGs. Lausanne, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Васильев В.П. Продвижение специальных интересов публичных компаний. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(1):167-178. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-167-178

For citation:


Vasiliev V.P. Promoting special interests of public companies. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(1):167-178. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-167-178

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)