Проективные методики в социологических исследованиях: теория и практика
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-194-218
Аннотация
В статье дается обзор истории развития проективного подхода в оценке личности, что позволяет определить теоретические основания для использования проективных методик в эмпирической социологии. Приводится классификация с практическими примерами применения в проведении качественных социологических исследований. Ситуации, когда проективные методики необходимы, связаны с особенностями рассматриваемой проблемы, повышенным уровнем возможного проявления конформистских позиций, необходимостью получения более глубинных представлений об изучаемом объекте. Креативный, игровой характер проективных техник, неожиданный эффект от использования различных стимулов, способствует более высокой вовлеченности участников опроса в проведение исследования, что позволяет снизить количество отказов респондентов от участия.
Основные сложности в применении проективных методик связаны с низкой стандартизацией проведения и анализа полученных данных, зависимостью в интерпретации от личности исследователя. Поэтому учитываются данные нескольких методик, для надежности дополненные другими социологическими методами, совмещается анализ на рациональном и бессознательном уровнях с целью сравнения выраженности образа и его модальности.
Все проективные методики, в зависимости от выбранных стимулов, имеют разную направленность, объединяющим фактором выступают их следующие отличительные характеристики: свобода ответа респондентов без ограничений в выборе и любой оценки с точки зрения верности и ошибочности; учет критерия неопределенности и многозначности при подборе стимулов; скрытое понимание последующей интерпретации методики для опрашиваемого.
Автор более подробно описывает практический опыт применения проективной методики коллажа, основанной на невербальных ассоциациях, процедур на завершение предложений, составления сценария, конструирующей методики “Человечки”, экспрессивного графического метода “Линия жизни”. На их эффективность влияет ситуация проведения проективной методики с соблюдением всех необходимых требований, включая обязательное объяснение со стороны респондента; сочетание с другими методами; анализ и последующая интерпретация как качественных данных, с исследовательскими, а не диагностическими целями.
Об авторе
О. Г. ЗубоваРоссия
канд. полит. наук, доц., доц. кафедры социальных технологий социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Беллак Л. О проблемах концепции проекции // Проективная психология. М., 2010. С. 6–28.
2. Бурлакова Н.С. О новых возможностях и перспективах развития проективного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 4. С. 3–19.
3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.
5. Веселкова Н., Вандышев М., Прямикова Е. “Стрела времени” и “линии жизни”. Деконструкция линейности // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 85–105. DOI 10.17323/1728-192X-2020-1-85-105.
6. Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях // Практический маркетинг. 2000. № 1. С. 25–30.
7. Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 132–139.
8. Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2019.
9. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М., 2000.
10. Марченко А.В. Применение проективных методик в маркетинговых исследованиях // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. № 1 (7). С. 86–98.
11. Марченко А.В. Проективные методики ZMET и Сказка и их использование в маркетинговых и социологических исследованиях // International Journal of Professional Science. 2018. № 1. С. 31–48.
12. Роршах Г. Психодиагностика: методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). М., 2019.
13. Сапрыкина Т.А., Пашкевич А.В. О процедуре кодирования рисуночных данных в социологическом исследовании: на примере изучения представлений о престижной работе // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 2015. № 41. С. 80–119.
14. Сирлз Д. Тест Роршаха. Г. Роршах, его тест и сила видения. М., 2020.
15. Соколова Е.Т. Из истории проективного метода // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб., 2000.
16. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
17. Фоломеева Т.В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы, математические модели. 2003. № 17. С. 83–108.
18. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. М., 2010. С. 6–28.
19. Шестопал Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Политические исследования. 1996. № 5. С. 168–191.
20. Шестопал Е.Б., Смулькина Н.В., Морозикова И.В. Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов // Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 3. С. 74–94. DOI 10.24411/2221-3279-2019-10031.
21. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Челябинск, 2005.
22. Branthwaite A., Cooper P. A new role for projective techniques // Worldwide Qualitative Research Conference and Exhibition 2001. Budapest, 2001. P. 237–261.
23. Сattell R. Personality and motivation: structure and measurement. N.Y., 1957.
24. Debus M. Handbook for excellence in focus group research. Washington, 1986.
25. Murstein B.I., Pryer R.S. The concept of projection // Psychological Bulletin. 1959. Vol. 56. P. 353–374.
26. Will V., Eadie D., Macaskill S. Projective and enabling techniques explored // Marketing Intelligence and Planning. 1996. Vol. 14. N 6. P. 38–43.
27. Zaltman G., Coulter R.H. Seeing the voice of the customer: metaphor-based advertising research // Journal of Advertising Research. 1995. Vol. 35. N 4. P. 35–51.
Рецензия
Для цитирования:
Зубова О.Г. Проективные методики в социологических исследованиях: теория и практика. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(1):194-218. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-194-218
For citation:
Zubova O.G. Projective techniques in sociological research: theory and practice. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(1):194-218. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-194-218