Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Ценностные детерминанты профессиональной самореализации молодежи

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243

Аннотация

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу профессиональной самореализации студенческой молодежи и определению ее ценностных детерминант. По мнению автора, профессиональная самореализация молодежи представляет собой этап социализации, характеризующийся формированием и реализацией профессионального потенциала, включающего набор профессиональных компетенций и специальных свойств личности, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности. Профессиональная самореализация невозможна без создания соответствующих для этого условий как части Государственной молодежной кадровой политики, которая в широком понимании представляет собой институционально-организованную социально-управленческую деятельность субъектов молодежной политики, направленную на регулирование кадровых процессов в молодежной среде страны. Эффективность организации кадровых процессов, в частности создания условий для профессиональной самореализации и интеграции новых сотрудников в рабочий процесс, во многом определяется ценностными детерминантами молодежи. С целью определения ценностных условий для профессиональной самореализации студенческой молодежи, были проанализированы результаты социологического исследования, проведенного в 2022 г. под руководством автора среди студентов дневного обучения Президентской академии (N=18392). В результате анализа были выявлены две группы ценностных детерминант профессиональной самореализации: первичные и вторичные.

Первичные ценностные детерминанты носят стратегический характер и должны учитываться при выстраивании кадровой политики организации, находясь в зоне ответственности руководителя организации; к ним относятся те ценностные условия, через которые респонденты раскрывают содержание самореализации.

Вторичные ценностные детерминанты профессиональной самореализации носят тактический характер, они должны лежать в основе адаптационной практики для каждого нового сотрудника организации и находиться в зоне ответственности непосредственного руководителя; эта группа включает ценностные условия наиболее важные при трудоустройстве для студентов, имеющих потребность в возможности профессиональной самореализации.

Выявленные ценностные детерминанты профессиональной самореализации могут быть включены в программу адаптации молодых специалистов в организации.

Об авторе

И. А. Газиева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт организационного развития и стратегических инициатив
Россия

Газиева Инна Александровна - кандидат соцол. наук, доцент

Проспект Вернадского, д. 82, стр. 1, г. Москва, 119571



Список литературы

1. Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях информационной реальности: Дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.04. Ростов-н/Д., 2019.

2. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4.

3. Бухарцева Н.Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации // Педагогическое образование в России. 2010. № 4.

4. Газиева И.А. Профессионализм государственных гражданских служащих: проблемные особенности // Власть. 2011. № 6.

5. Газиева И.А., Бурашникова А.А., Дзюба Д.И., Халитова В.И. Трудоустройство студентов Президентской академии: условия и факторы: База данных. Свидетельство о регистрации базы данных № 2022620726 от 04.04.2022, Заявка № 2022620569 от 25.03.2022. Исследование проведено в рамках проекта “Приоритет 2030”.

6. Газиева И.А., Нишукова О.Ю. Массовый опрос студентов РАНХиГС “Трудоустройство”, 25 июня – 9 июля 2021 года, (N=15 408). Отчет по результатам исследования. М., 2021.

7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М., 2020.

8. Елишев С.О. Изучение понятий “ценность”, “ценностные ориентации” в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11).

9. Зобов Р.А. Самореализация и творчество // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева. СПб., 2002. C. 61–78. URL: http://anthropology.ru/ru/text/zobov-ra/samorealizaciya-i-tvorchestvo (дата обращения: 4.12.2022).

10. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация и социальная компетентность человека // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 2007. Вып. 3.

11. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. СПб., 2008.

12. Золин И.Е. Социальные факторы регулирования российского рынка труда: Автореф. дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.03. Нижний Новгород, 2020.

13. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М., 2020.

14. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Нижний Новгород, 1998.

15. Киселева Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие. Дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.04. СПб., 2020.

16. Киселева Л.С. Человекоцентрические концепции в экономической теории: современные тенденции // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 4.

17. Князькова Е.А., Береза Н.А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления, 2018. № 5 (35).

18. Корнилович В.А. Государственное стратегическое управление: социологический подход. Дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.08. М., 2020.

19. Луговой А.А., Куракина Е.В. Проблема самореализации молодежи в современном российском обществе // Научно-аналитический журнал “Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России”. 2016. № 4.

20. Луков В.А. Социокультурные основания субъектности российской молодежи: тезаурусная концепция молодежи. Дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.06. М., 2019.

21. Луков Вал., Луков С., Погорский Э. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества // PolitBook. 2014. № 2.

22. Солодникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте: социологический анализ. Автореф. дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.0. М., 2007.

23. Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь. Вып. 3 // Философские науки. 2009. № 11.

24. Указ о национальных целях развития России до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 10.10.2022).

25. Ушамирский А.Э. Социальный механизм регулирования процесса реализации интересов молодежи в условиях конфликта. Автореф. дисс. ... Доктор социологических наук: 22.00.08. Белгород, 2020.

26. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ “О молодежной политике в Российской Федерации” // Российская газета https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 12.10.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Газиева И.А. Ценностные детерминанты профессиональной самореализации молодежи. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(2):219-243. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243

For citation:


Gazieva I.A. Value determinants of youth professional self-realization. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(2):219-243. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243

Просмотров: 543


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)