Способы реализации стратегий высшего образования как фактор формирования профессиональных ориентаций студента
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-4-149-166
Аннотация
В реалиях современного российского общества встает вопрос актуальности той или иной профессии, набора знаний, умений, навыков, которые даются в образовательных организациях высшего образования, или как принято называть сейчас, — набор компетенций или карт компетенций будущего работника. Поэтому на повестке дня встает вопрос о том, насколько современная система образования на данный момент готова реализовать подобную практику. Или же уровень профессионального развития и компетентности сейчас более зависит от лично ощущаемого качества жизни индивида, его культурного капитала, а весь символический нарабатываемый капитал является второстепенным? Здесь возникает вопрос и общественного признания той или иной профессии, того или иного института образования.
В статье рассматриваются подходы к пониманию профессии и профессионального выбора в отечественной и зарубежной научной мысли, раскрываются миссия и предназначение университета. Представлены в исторической ретроспективе ключевые вопросы исследования профессиональных стратегий и профессионального выбора.
В качестве исследуемой группы в данной статье будут рассматриваться студенты ведущих образовательных организаций высшего образования, которым присвоен особый статус через установление особенности правового положения и образовательной деятельности — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный университет”. На основе эмпирических данных социологического исследования, проведенного в феврале 2023 г., в статье анализируются стратегии университетов в плане производства знаний (через обмен научно-преподавательскими кадрами, научные мероприятия, дополнительные программы обучения), профессиональное самоопределение студента (через его желание работать по данной профессии и стремление продолжить обучение по данной профессии).
Об авторе
В. А. СушкоРоссия
Сушко Валентина Афанасьевна - канд. социол. наук, доц., доц. кафедры социологии государственного управления социологического факультета.
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234
Список литературы
1. Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. Н.А. Шматко. М.; СПб., 2007.
2. Васенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (дата обращения: 12.04.2023).
3. Демидова И.Д., Минина В.Н. Стратегии развития российских университетов: содержательные и коммуникативные аспекты // Коммуникативные практики в современном обществе: Сб. ст. / Под ред. В.В. Васильковой, И.Д. Демидовой. СПб., 2008.
4. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2000.
5. Лига М.Б. Качество жизни как основа безопасности: Монография / Под ред. М.В. Константинова. М., 2006.
6. Милерян Е.А. Психология труда и профессионального образования // Милерян Е.А. Избранные научные труды. Киев, 2013.
7. Мюнстерберг Г. Психотехника. Ростов н/Д., 2014.
8. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М., 2010.
9. Осипова Н.Г. Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 4.
10. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Представления студенческой молодежи московских вузов о процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в Российской Федерации (по результатам исследования 2019 г.) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 1.
11. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Представления студентов московских вузов о социальном неравенстве в России и в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3.
12. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Представления студенческой молодежи о процессах и институтах социализации и субъектах молодежной политики в современной России (по результатам социологического мониторинга 2013–2017 гг.) // Труд и социальные отношения. 2017. № 5.
13. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4.
14. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Учеб. пособ. М., 2007.
15. Хрусталева Т.М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности. Пермь, 2004.
16. Шлейермахер Ф. Из сочинения “Размышления об университете в немецком смысле” // Университетская идея в Российской империи XVIII — начала ХХ века: Антология. М., 2011.
17. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5–6.
Рецензия
Для цитирования:
Сушко В.А. Способы реализации стратегий высшего образования как фактор формирования профессиональных ориентаций студента. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(4):149-166. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-4-149-166
For citation:
Sushko V.A. Ways to implement higher education strategies as a factor in the formation of student’s professional orientations. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(4):149-166. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-4-149-166