Социальное самочувствие самозанятых в условиях трансформации рынка труда
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-205-218
Аннотация
В статье анализируется опыт исследования феномена социального самочувствия на примере самозанятого населения. Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характеристик. Социальное самочувствие является одним из основных показателей оценки состояния общества, различных социальных групп и отдельных людей. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению, возможности удовлетворения своих потребностей, интересов, а также, совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом. В условиях цифровизации и трансформации рынка труда процесс легализации самозанятых в виде налога на профессиональный доход создает большие возможности развития данного института. Представляется актуальным и мониторинг исследования социального самочувствия самозанятых в ходе этого эксперимента, что, безусловно, повлияет на его эффективность и результативность. Дизайн данного исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации. Целью данного исследование было выявление взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия самозанятых в России: субъективными оценками своего социального положения, уровня удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. В ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Уровень материального благосостояния у большинства – средний, при этом, доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятия спортом, рукоделия, посещения кино, театра. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности. Эмоциональное состояние самозанятых – положительное. Доступ к основным ресурсам развития – высокий. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры: любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что исследование социального самочувствия является важным критерием и показателем адаптации самозанятого населения к новым условиям, сложившимся за последние годы на российском рынке труда и связанным, прежде всего, с процессами цифровизации российской экономики. Исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет также выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.
Об авторах
Е. А. СвердликоваРоссия
Елена Альбертовна Свердликова, канд. философ. наук, доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета,
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234.
А. С. Селезнёва
Россия
Алёна Сергеевна Селезнёва, магистрант 1 г/о кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета,
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234.
Список литературы
1. Великая Н.М. Прекаризация труда молодежи как фактор формирования группы “самозанятые” // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 2. С. 6–21.
2. Годин С. Библия бутстреппера. М., 2004.
3. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Горина Т.И. Социологический портрет самозанятых в со-временной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. C. 821–836. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836
4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2019.
5. Дубин И.Н., Байтенизов Д.Т., Кэмпбелл Д., Караянис Э., Азатбек Т.А. Фриланс как интеллектуально-креативная форма самозанятости // Социально-экономические явления и процессы. 2019. № 3. С. 69–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frilans-kak-intellektualno-kreativnaya-forma-samozanyatosti-v-novoyekonomike-traektoriya-novoy-paradigmy-samozanyatosti
6. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf
7. Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2022. № 1 (35). URL: Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Analiz-Mer-Podderzhki-Subektov-Rossiyskogo-Predprinimatelstva-V-Usloviyah-Antirossiyskih-Sanktsiy
8. Иванова С.В. Мотивация 100%. Где же у него кнопка? М., 2019.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
10. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/samozanyatye_neskolko_vidov_deyatelnosti
11. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М., 2005.
12. Свердликова Е.А., Селезнёва А.С. Самозанятые в условиях санкций: проблемы и тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. Т. 29. № 1. С. 179–193. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-179-193.
13. Свердликова Е.А., Селезнёва А.С. Стратегии карьеры самозанятых в постиндустриальном обществе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 1. С. 193–204. URL: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-193-204
14. Селезнева А.С. Анализ восприятия карьеры успешных стартаперов // Материалы между-народного студенческого исследовательского проекта изучения рынка труда “Будущее труда в постиндустриальной экономике”. Сб. ст. Междунар. студенческого исследовательского проекта и научной конференции / Под общ. ред. С.А. Баркова, А.В. Маркеевой. М., 2020. URL: https://bookonlime.ru/node/4907; https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0117
15. Сизова И.Л., Хусяинова Т.М. Интернет-занятость: инновационные формы и деформированные состояния // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zanyatostinnovatsionnye-formy-i-deformirovannye-sostoyaniya/viewer
16. Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика. 2019. № 1. С. 536–552. URL: URL: https://1economic.ru/lib/40125
17. Социальные изменения в условиях цифровой среды: Коллективная монография / Под ред. В.П. Васильева. М., 2020.
18. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М., 2022.
19. Суняйкина О.Н. Понятие “социальное самочувствие” в социологии // Вестник Мордовского ун-та. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoe-samochuvstvie-v-sotsiologii
20. Сушко П.Е. Социальное благополучие населения России в контексте доступности социальных благ // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2020. № 1. С. 39–53. DOI 10.19181/INAB.2020.1.3. URL: https://www.isras.ru/files/File/INAB/2020_1/INAB_2020_01_Sushko.pdf
21. Федеральная налоговая служба (ФНС). URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html
22. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/
Рецензия
Для цитирования:
Свердликова Е.А., Селезнёва А.С. Социальное самочувствие самозанятых в условиях трансформации рынка труда. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(1):205-218. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-205-218
For citation:
Sverdlikova E.A., Selezneva A.S. Social well-being of the self-employed in the conditions of labor market transformation. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(1):205-218. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-1-205-218