Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Медиатизация медицины и здоровья в электронно-цифровую эпоху

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-53-77

Аннотация

Статья посвящена социологическому анализу особенностей процесса медиатизации в ее электронно-цифровой форме и его влиянию на такие важнейшие сферы социальной жизни как медицина и здоровье. Авторы отмечают, что в настоящее время многие социальные процессы, происходящие в обществе, трактуются, преимущественно, через призму медиапространства, представленного, в большинстве случаев, новыми медиа. Такое явление исследователи трактуют как медиатизация, уделяя особое внимание его новой модификации – цифровой медиатизации.

Спектр современных социогуманитарных исследований, посвящённых социальным проблемам, вызванным к жизни процессом медиатизации, достаточно широк. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что термин “медиатизация” сегодня широко востребован в не только в журналистике и коммуникативистике, но и в социологии, где закрепился в качестве ключевого для обозначения процесса влияния медиа на различные стороны жизни социума.

В третьем тысячелетии новые, электронно-цифровые средства массовой информации стали не просто неотъемлемой частью повседневной жизни индивида и общества, но и главным инструментом, воздействующим и на общественное сознание, и на процесс реформирования социальных институтов, среди которых особенно следует выделить медицину и здравоохранение.

Под медиатизацией медицины и здравоохранения понимается трансформация этих социальных институтов, вызванная появлением средств цифровой коммуникации, в результате которого массы получили свободный доступ к медицинской информации, медицинское знание стало менее сакральным, личность конкретного актора и его коммуникативные навыки получили решающее значение во взаимодействии.

Однако в отношении медицины и здоровья новые СМИ служат не только источником медицинской информации и целевого распределения, учитывающего самые разные аудитории и использующего информационные запросы, в числе которых основы здорового образа жизни, диагностика, профилактика и лечение болезней, лекарственные препараты, социально-медицинское обслуживание, организация системы здравоохранения и т.п., но и понимание в обществе здоровья как важнейшей жизненной стратегии. Таким образом, все вопросы, связанные со здоровьем человека и общества, диалоги специалиста и пациента (потребителя) оказываются сегодня в СМИ, а медиатизация медицины становится процессом, наблюдающимся сегодня в любом обществе.

Обозначенная ситуация ставит серьезные социальные проблемы, которые требуют взвешенного научного анализа. Спектр таких проблем достаточно широк: это и выход на арену медицинской практики явных мошенников, и реклама, под видом нетрадиционной медицины, разрушительных для физического и психического здоровья человека практик, и агрессивная реклама лекарственных препаратов и многое другое. В данной связи первостепенное значение имеет выделение самых острых, ключевых проблем, которые однозначно влекут за собой деструктивные социальные последствия не только для отдельных индивидов, но и для всего общества. К ним авторы относят: популяризацию медицины посредством электронно-цифровых СМИ, выход медицинского знания за пределы профессиональных границ; перевод медицинской практик в онлайн формат, в котором все большую популярность приобретают врачи – блогеры; активное включение сугубо медицинских проблем в актуальную повестку дня и организация медицинского дискурса СМИ широкого профиля, которые детально раскрывают как с помощью теоретического анализа, так и посредством результатов эмпирических исследований.

Об авторах

Н. Г. Осипова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



А. А. Белов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

А.А. Белов, асп. кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Василенко В.И., Воскобойникова А.П., Полонский А.В., Короченский А.П. Медицинский дискурс как социальная деятельность: становление, приоритеты, динамика (на материалах российского научно-популярного журнала “Здоровье”) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. № 31.

2. Врачи покоряют соцсети. URL: https://medadvisor.ru/articles/64 (дата обращения: 16.05.2024).

3. Гусева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/6/teoreticheskoe-ponimanie-mediatizatsii-v-usloviyakh-tsifrovoy-sredy/ (дата обращения: 16.05.2024).

4. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Медиатизация социальной сферы // Сборник PR и СМИ в Казахстане: Сб. научн. трудов. Вып. 9. Алматы, 2017. С. 31–40.

5. Дырявый кишечник и трансерфинг реальности: 5 инста-врачей, от которых стоит отписаться. URL: https://www.sobaka.ru/health/health/100098 (дата обращения: 16.05.2024).

6. Иовва Н.И. Новые медиа: понятие и особенности. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/92988/1/978-5-7996-3080-5_2020-18.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

7. Кожарнович М.П. Медиатизация медицинского дискурса: способы, атрибуты и риски // Медиалингвистика. 2021. № 8 (4).

8. Кузнецова Е.И. Феномен цифровой медиатизации: аксиологический аспект социальной коммуникации // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2.

9. Маклюэн Г.М. Понимание мдиа: внешние расширения человека. М., 2014.

10. Медиатизация. URL: https://sanstv.ru/dict/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 16.05.2024).

11. Наседкина Н.И. Сущность медиатизации как явления современного общества // Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2018. № 9 (55). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/6381 (дата обращения: 29.06.2023).

12. О медиации. URL: https://mediacia.com/what-is-mediation/ (дата обращения: 16.05.2024).

13. Одинцов Е. Каждый пятый россиянин против врачей-блогеров и лечения в интернете. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/03/12/22526263.shtml (дата обращения: 16.05.2024).

14. Петросян А.Д. Медицина и блогосфера (обзор литературы) // The Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2022. № 330 (6).

15. Пивоварчик Т.А. Медиатизация как фактор развития коммуникативной активности личности // Корпоративные стратегические коммуникации: новые тренды в профессиональной деятельности. Материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 22–23 февр. 2018 г. / Ответ. ред. И.В. Сидорская. Минск, 2018.

16. Рочева Я.С., Шутова М.В. Цифровая медиатизация в медицине: новые модели взаимодействия клиника-пациент-доктор // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 4.

17. Семина Т.В. Медицина и общество: солидарность и конфликт. М., 2020.

18. Смеюха В.В. Медиатизация общества: проблемы и последствия // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 38–48.

19. Социальные науки и образование в условиях становления электронно-цифровой цивилизации. Науч.-практ. конф. М.; СПб., 2020.


Рецензия

Для цитирования:


Осипова Н.Г., Белов А.А. Медиатизация медицины и здоровья в электронно-цифровую эпоху. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(3):53-77. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-53-77

For citation:


Osipova N.G., Belov A.A. The mediatization of medicine and health in the digital age. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(3):53-77. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-3-53-77

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)