Социологическое образование в России: содержательное многообразие и институциональные ограничения
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-33-59
Аннотация
Социологическое образование в России продолжает развиваться в условиях постоянных изменений, происходящих как на его внешнем контуре, так и внутри социологического образовательного сообщества.
Статистические данные позволяют утверждать, что падение контрольных цифр приема (КЦП) и численности обучающихся в последние пять лет прекратилось, более того, наблюдается рост контингента студентов-социологов. Отмечено резкое сокращение социологического образования в негосударственных вузах, по очно-заочной форме и на договорной основе. Соотношение очного и заочного обучения в бакалавриате составило – 86 и 14%, соответственно, в магистратуре 88 и 12%.
Специальное внимание уделено наиболее острой проблеме, связанной с разработкой проектов ФГОС ВО 4 и вероятным переходом на него в ближайшее время. В самых неблагоприятных прогнозах социологическому образованию серьезно угрожает потеря идентичности.
Для понимания наиболее острых проблем, мешающих позиционировать социологическое образование как цельный, сложившийся образовательный процесс, изучены учебные планы 49 университетов, реализующих программы подготовки социологов. В выборку вошли вузы из рейтингов RAEX – предметного по социологии и топ-100 лучших вузов России, а также из рейтинга “Интерфакс” топ-100 вузов России. Соотнесение заявленных вузами профилей с их предметной наполненностью, а также блоков общесоциологических и специальных социологических дисциплин с блоками выделенных инструментальных дисциплин, практик, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин позволило выявить ряд особенностей и тенденций реализации образовательных программ подготовки социологов. В результате были выявлены две тенденции: одна – появление признаков складывающейся унификации образовательных программ по социологии, которая происходит при реализации профиля “Социология” в классических университетах, другая – массовая реализация несбалансированных образовательных программ, содержащих явные перекосы в сторону какого-либо блока дисциплин и не обеспечивающих полноценную реализацию заявленного профиля
Об авторе
В. В. ЗыряновРоссия
В.В. Зырянов, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры социальных технологий социологического факультета Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. В Минобрнауки заявили, что число выпускников 11-х классов увеличится на 40% за 10 лет. URL: https://tass.ru/obschestvo/8095895 (дата обращения: 29.05.2024).
2. Горшков М.К. Вступительное слово на заседании научно-отраслевой секции “Социологические науки” в рамках Шестого профессорского форума “Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики” // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-7-12.
3. Группа “Интерфакс” представила XV ежегодный Национальный рейтинг университетов (НРУ) за 2024 год. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2024&page=1 (дата обращения: 03.06.2024).
4. Зырянов В.В. Квалификация одна, учебные планы — разные // Аккредитация в образовании. 2013. № 2(62).
5. Зырянов В.В. Подготовка социологов в университетах России на основе ФГОС 3+ в ракурсе вариативности учебных планов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы Х Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Москва, 20–21 апреля 2017 года / Науч.ред. В.И. Казаренков. Ч. 1. М., 2017.
6. Зырянов В.В. Проблемы идентичности в подготовке социологов в университетах России // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Москва, 30 марта 2018 года / Науч. ред. В.И. Казаренков. Ч. 1. М., 2018.
7. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. DOI: 10.31857/S013216250008335-1.
8. Зырянов В.В. Социальная статистика в социологическом образовании // Социологические исследования. 2022. № 2. DOI: 10.31857/S013216250017138-4.
9. Зырянов В.В. Цифровая трансформация общества: рефлексия социологического образования // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7. Вып. 4. DOI: 10.35634/2587 9030-2023-7-4-435-444.
10. Минобрнауки России подвело итоги распределения бюджетных мест вузам и научным организациям на 2023–2024 учебный год. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956/ (дата обращения: 29.05.2024).
11. Новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования повысят гибкость образовательных программ. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/48034/ (дата обращения: 30.05.2024).
12. Образцов И.В. Социолог 4.0: вызовы и риски реформирования профессионального социологического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. DOI: 10.22363/2313-2272 2024-24-1-112-124.
13. Поступить в вуз станет сложнее из-за роста числа абитуриентов. URL: https://octagon.media/istorii/postupit_v_vuz_stanet_slozhnee_iz_za_rosta_chisla_ abiturientov.html (дата обращения: 30.05.2024).
14. Предметные рейтинги вузов: социология (2024 год). URL: https://raex-rr. com/education/subject_ranking/Sociology/2024/ (дата обращения: 03.06.2024).
15. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 “Об утверждении перечня специальностей и на правлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки” (Зарегистрирован 03.03.2022 № 67610). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033 (дата обращения: 01.06.2024).
16. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2024 год. URL: https://raex-rr. com/education/russian_universities/top-100_universities/2024/ (дата обращения: 03.06.2024).
17. Сергей Нарышкин прокомментировал формирование УГСН “Исторические науки”. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/utverzhdeny-novye-perechni-spetsialnostej-vysshego-obrazovaniya.html (дата обращения: 05.06.2024).
18. Скворцов Н.Г., Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. DOI:10.31857/ S013216250000190-2.
19. Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры. Информационный бюллетень. М., 2022.
20. Темнова Л.В. Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-87-100.
21. Троцук И.В. Новый ФГОС и социологическое воображение: несколько слов о бедном социологическом (а не демоскопическом) образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-101-111.
22. Форма № ВПО-1 “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры”. Сведения за 2023 год. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ stat/highed/ (дата обращения: 01.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Зырянов В.В. Социологическое образование в России: содержательное многообразие и институциональные ограничения. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(4):34-60. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-33-59
For citation:
Zyryanov V.V. Sociological education in Russia: content diversity and institutional limitations. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(4):34-60. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-33-59