Экономическая социология и менеджмент в спектре современных управленческих и экономических идей
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-207-233
Аннотация
Статья посвящена радикальным преобразованиям структуры знания в современной экономической социологии и теории менеджмента, переходу от стройных иерархий идей (вершина которых состоит из небольшого количества аксиом, а основание — из множественных конкретных рекомендаций) к постмодернистскому рынку концепций. Авторами произведен сравнительный анализ такой трансформации в экономической социологии и теории менеджмента, выявлены общие закономерности и специфические факторы, определившие различие научных полей двух данных направлений в науке. К последним отнесены: 1) субъекты, проводящие научные исследования (в теории менеджмента наряду с учеными такой практикой занимались менеджеры, консультанты, люди, так или иначе связанные с бизнесом), 2) терминологический арсенал наук (в теории менеджмента активно создавался специфический язык для общения руководителей и подчиненных), 3) использование маркетинговых и PR-технологий для продвижения идей. Совокупность данных факторов определила особый “ландшафт” предметных областей экономической социологии и теории менеджмента.
В статье сделан вывод о том, что несмотря на имеющиеся проблемы, обусловленные мультипарадигмальностью, складывающий “гибкий” формат социогуманитарного знания открывает новые возможности для творчества в условиях быстрых изменений социальной реальности, устаревания классических подходов к ее познанию, а также осознания бесконечного разнообразия явлений и процессов в сфере экономики и менеджмента.
В такой ситуации каждый научный коллектив должен выбрать свое особое место на выставке идей, создать свои привлекательные для научного сообщества и широкой общественности выставочные “экспонаты”. Среди разнообразия актуальных и востребованных направлений исследований в статье определены три ключевых тематических блока, отражающих научные приоритеты кафедры экономической социологии и менеджмента Московского университета: 1) институциональные изменения и институциональный контекст социально-экономических и управленческих процессов, 2) старение населения и цифровизация как ключевые факторы трансформации экономики и управления, 3) социально-экономические процессы и явления в зеркале цифровой коммуникации.
Об авторах
С. А. БарковРоссия
Барков Сергей Александрович,докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой экономической социолоии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
А. В. Маркеева
Россия
Маркеева Анна Валерьевна, канд. социол. наук, доц., доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
А. А. Осеев
Россия
Осеев Александр Александрович, докт. социол. наук, проф. кафедры экономической социологии
и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Артефакты организационной культуры. М., 2023.
2. Барков С.А., Земляков Д.Н. Современная теория менеджмента — парадоксальный симбиоз психологии, социологии и риторики // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. № 1. С. 151–167. DOI: 10.33983/2075-1826-2021-1-151-167.
3. Барков С.А., Зубков В.И. Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда // ЭКО. 2022. № 4. С. 8–30. DOI: 10.30680/ ECO0131-7652-2022-4-8-30.
4. Барков С.А., Зубков В.И. Монологи и диалоги о постмодерне и постмодернизме. М., 2019.
5. Барков С.А., Маркеева А.В. Пожизненное обучение как императив реформирования государственно-частной системы образования в России // ЭКО. 2022. № 12. С. 106–126. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-12-106-126.
6. Барков С.А., Маркеева А.В., Гавриленко О.В. Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. С. 58–72. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72.
7. Барков С.А., Шарпф М. Институциональные контексты развития рынка труда в России и Германии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 2. С. 40–65. DOI:10.24290/1029-3736-2019-25-2-40-65.
8. Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазерфельда: введение в его научную биографию // Вестник АН СССР. 1990. № 8. С. 94–108.
9. Васильев В.П. Электронное правительство в цифровой реальности // Информационное общество. 2019. № 6. С. 4–11.
10. Виртуальные русские и их экономические реалии: Коллект. монограф. / Под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова, А.В. Маркеевой. М., 2019. Гавриленко О.В. Социальные технологии в эпоху “надзорного капитализма”: цифровизация и власть алгоритмов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. Т. 29. № 3. С. 157–178. DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-3-145-165.
11. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31–50.
12. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44–58.
13. Конвер Б., Хайлброн Й. Откуда появилась новая экономическая социология? // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 28–51.
14. Ксенофонтова Е.Г. Система высокой производительности труда”: трудности и позитивный опыт организаций разных стран // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. T. 29. № 4. С. 125–148. DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-4-125-148.
15. Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 146–151.
16. Макдональд Д. The Firm. История компании McKinsey и ее тайного влияния на американский бизнес. М., 2014.
17. Мартыненко Т.С., Добринская Д.Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 171–192. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1807.
18. Осеев А.А., Рудакова А.С. Материальные и нематериальные формы стимулирования труда персонала на высокотехнологичных предприятиях (на примере АО АВТОВАЗ) // Социология. 2020. № 3. С. 148–161.
19. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. М., 2019.
20. Осипова Н.Г. Социология. М., 2024.
21. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Социальное неравенство и молодежь: ключевые тренды 2020 г. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27. № 2. С. 7–25. DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-2-7-25.
22. Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 2. С. 13–35.
23. Старшее поколение в постиндустриальных реалиях / Под общ. ред. С.А. Баркова, И.В. Кузнецовой, А.В. Маркеевой. М., 2022.
24. Холоденко Ю.А. Цифровая трансформация государственного управления: возможности и риски // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 3. С. 43–78. DOI: 10.24290/1029-3736-2022-28-3-43-78.
25. Юрасова М.В. Рейтинги и индексы как инструмент социального управления // Социология.2016. № 4. С. 135–144.
Рецензия
Для цитирования:
Барков С.А., Маркеева А.В., Осеев А.А. Экономическая социология и менеджмент в спектре современных управленческих и экономических идей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024;30(4):208-234. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-207-233
For citation:
Barkov S.A., Markeeva A.V., Oseev A.A. Economic Sociology and Management in the spectrum of modern managerial and economic ideas. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2024;30(4):208-234. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-4-207-233