Роль социальных стереотипов в управлении поведением личности
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-7-29
Аннотация
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме — социальному управлению поведением личности, значимая роль в которой выводится из конкретных стереотипов, в основе которых лежит реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных индивидуального и исторического опыта. Автор анализирует правила термина, которым первоначально называлась плоская или круглая металлическая пластина, представляющая точные последствия типографского набора, обосновывает обоснование его метафоризации на наших представлениях о мире, себе и других людях. В обыденной речи слово стереотип означает обобщенное, упрощенное и иногда предвзятое представление о группе людей или явлении, которое лежит в основе жизненного опыта или обнаруживает через культурную среду и различные средства информации, что обуславливает его распространенность в социальных процессах и явлениях.
В общественных науках часто встречается понятие «социальный стереотип» — схематизированный, стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенное и продолжающее устойчивое сопротивление. В широком смысле данный эффект оборота ввел Увел. Липпман в работе «Общественное мнение». В статье, в систематизированном и последовательном виде раскрыто понятие стереотипов У. Липпмана, а также дифференцированы современные исследования стереотипов, которые опираются на несколько разноплановых подходов. Представители первой встречи делают акцент на негативных аспектах стереотипов. В рамках этого стереотипа стереотип достаточно часто отождествляется с предвзятыми мнениями, предрассудками и даже патологическими явлениями в общественном порядке. Сторонники второй связи делают акцент на важности конструктивных — когнитивных свойств и аспектов стереотипов и наделяют последние функциональными значениями.
По мнению автора, такая противоречивость опирается на амбивалентную природу как самого стереотипа, так и процесса формирования стереотипов — стереотипизации, которая постоянно обосновывается в материальных статьях. Механизм стереотипизации основан на малых особенностях, состоящих в том, что какая-либо предлибо явления категоризации, после чего существует непосредственно. На самом деле этот механизм отличается от научных схем упорядочивания мира, которые выражаются, например, в процессах «типизации» или «моделирования» — стереотипизация всегда включает в себя оценку, часто эмоциональную, какую-либо предвзятость или предвзятость. Эта характеристика, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов, носит необъективный характер и обладает свойством однозначности.
С одной стороны, стереотипы включают в себя социальные и психологические функции, помогая людям быстро ориентироваться в социальном мире и экономить когнитивные ресурсы. С другой стороны, они не только наблюдают преобразованное, ущемленное восприятие реальности, но могут реально влиять на индивидуальное поведение в отношении представителей тех или иных социальных групп и, в конечном счете, существенно обуславливают социальное поведение.
Об авторе
Н. Г. ОсиповаРоссия
Осипова Надежда Геннадьевна, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Ворожко К.Д. Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Интерактивная наука: журнал. 2016. № 6. С. 82–84.
2. Дидо Фирмен (Firmin Didot) 1764–1836. URL: https://impereur.blogspot.com/2024/06/firmin-didot-1764-1836.html (дата обращения: 23.02.2025).
3. Кон И.С. Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1966. № 9. C. 187–205.
4. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М., 2004.
5. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
6. Никитина С.Е. Стереотипные суждения и речевые клише как культурные барьеры // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. М., 1995. С. 81–83.
7. Осипова Н.Г. Ренессанс личности в современной социологии: теоретико-методологическая рефлексия // Современная социология: ключевые направления и векторы развития / Под общ. ред. Н.Г. Осиповой. М., 2018. С. 10–70.
8. Осипова Н.Г. Социология массовой коммуникации: Уч. М., 2025. С. 85–106.
9. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. Т. 4. № 1. URL: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 23.02.2025).
10. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку. М., 1996.
11. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978. С. 133– 138.
12. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.
13. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб., 2017.
14. Шихирев П.Н. Стереотип социальный // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.
15. Штомпка П. Социология. М., 2005.
16. Щеголев И., Людвич В. 16 типов личности: почерк и характер. Ростов н/Д., 2010.
17. Щекотихина И.Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. № 5 (19). С. 69–80.
Рецензия
Для цитирования:
Осипова Н.Г. Роль социальных стереотипов в управлении поведением личности. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(2):7-29. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-7-29
For citation:
Osipova N.G. The role of social stereotypes in the management of personality behavior (Beginning). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(2):7-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-7-29