Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Протестный стиль как социальная технология манипулирования сознанием современной молодежи

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-30-63

Аннотация

Настоящая статья посвящена осмыслению особенностей манипулятивного воздействия на современную молодежь со стороны различных субъектов общественной жизнедеятельности, апробирующих на ней самый разнообразный спектр политических, социально-психологических и социальных технологий. Различные субъекты социального манипулирования (отдельные личности, их группы в виде антисистем, олигархические структуры, политические партии и движения, а также общественные объединения и НКО, тоталитарные религиозные секты и деструктивные культы, спецслужбы иностранных государств и международные организации) на протяжении веков воспринимали молодежь как средство-ресурс для достижения своих корыстных политических целей.

Результатом такого рода манипулятивного воздействия явились различного рода “молодежные бунты”, “молодежные”, “сексуальные”, “субкультурные”, “контркультурные”, “бархатные”, “цветные” революции и государственные перевороты.

Для успешного запуска механизма социального манипулирования молодежью манипуляторами первоначального создавался своеобразный “культ молодежи” (“духовная педократия” — в терминологии С.Н. Сыромятникова и С.Н. Булгакова). Затем, они прививали молодежи протестный стиль поведения, используя данную технологию для направления энергии молодых людей против систем традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционных религиозных, социальных, политических систем, традиционных институтов социализации и отношений, тем самым нанося непоправимый вред процессу духовного и социального развития молодых людей.

Об авторе

С. О. Елишев
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Елишев Сергей Олегович, докт. социол. наук, доц., проф. кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.

2. Гонсалес-Мата Л.М. Невидимые властители: Записки агента. М., 1983.

3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.

4. Достоевский Ф.М. Дневники писателя. В 2 т. Т. 1. М., 2011.

5. Дунаев М.М. Преступление перед будущим. М., 2007.

6. Елишев С.О. О сущности “современных революций” и государственных переворотов. М., 2017.

7. Елишев С.О. Политика. Базовые понятия. М., 2018.

8. Замостьянов А. 1968: “Всё — и немедленно!”. Тот год определил развитие цивилизаций на несколько десятилетий вперед // Военное обозрение. 14.02.2013. URL: https://topwar.ru/82297-sekty-kak-ugroza-nacionalnoybezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 15.05.2018).

9. Ильин И.А. Большевистская политика мирового господства // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 8. М., 1998.

10. Колеман Д. Комитет 300. М., 2011.

11. Ленин В.И. Письмо А.А. Богданову и С.И. Гусеву // Ленин В.И. Полн. Собр. соч.: В 55 т. Т. 9. М., 1967.

12. Липсет М. Политический человек: социальные основания политики. М., 2016.

13. Манхейм К. Избранное: диагноз нашего времени. М., 2010.

14. Маркузе Г. Очерк об освобождении. М., 1970.

15. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

16. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной практике. М., 2011.

17. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2007.

18. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989.

19. Райх В. Открытие Органа. Функция оргазма. М., 2016.

20. Райх В. Сексуальная революция. СПб.; М., 1997.

21. Ремизов М.В. Неоколониальная революция: осмысление вызова // Агентство Политических Новостей. URL: http://www.apn.ru/publications/article1237.htm (дата обращения: 16.06.2016).

22. Рошак Т. Истоки контркультуры. М., 2014.

23. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М., 2006.

24. Франция глазами французских социологов. М., 1990.

25. Фрейд З. Семейный роман невротиков: Сб. СПб., 2009.

26. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. М., 2007.

27. Чичерин Б.Н. Мысли о современном положении России. URL: http://dugward.ru/library/gosipravo/chicherin_miysli_o_sovremennom.html (дата обращения: 05.09.2017).

28. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала? // Наше время. 1862. 22 февр. № 39.


Рецензия

Для цитирования:


Елишев С.О. Протестный стиль как социальная технология манипулирования сознанием современной молодежи. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(2):30-63. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-30-63

For citation:


Elishev S.O. Protest style as a social technology for manipulative management of the mass consciousness of modern youth. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(2):30-63. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-30-63

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)