Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Ценности и трудовые установки персонала как фактор двойственности современной российской деловой культуры

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-146-166

Аннотация

Специфику национальной деловой культуры определяют исторический контекст ее становления, доминирующая в обществе система ценностей, менталитет граждан, особенности управленческой культуры и организационного поведения. Если выделять факторы становления российской деловой культуры, то наиболее важными из них являются факторы религиозный, географический, природно-климатический. Также самобытность и своеобразие российской культуре придает многонациональный состав страны, длительные традиции мирного сосуществования людей разных религиозных и этнических групп, а также особый менталитет россиян с характерной двойственностью так называемого “русского характера” (воинственность — миролюбие, трудолюбие — лень, боязнь перемен — революционный настрой, единство и желание жить в мире со всеми — изоляция и недоверие к “чужим”, коллективизм — индивидуализм, осторожность — желание рискнуть, рациональность — иррациональность и др.).

Двойственность можно рассматривать как яркую характеристику современной российской деловой культуры, успешно сочетающей в себе несочетаемое — “Восток” и “Запад”, реформы и возврат к социокультурным “корням”, коллективизм и индивидуализм, маскулинность и феминность, полиактивность и моноактивность, ориентацию на сохранение традиций и современность, “этику сообщества” и “этику автономии” и т.п. Сегодня двойственность усиливается сменой поколений работников, так как всё более активную роль на рынке труда начинает играть молодежь, привносящая в рабочие процессы и управление свой взгляд на мир, свои трудовые установки и систему ценностей. Ценности персонала определяют как общую картину мира, так организационную и деловую культуру. В связи с этим в статье особое внимание уделено выявлению влияния ценностей работников разных возрастов на их организационное поведение и российскую деловую культуру в целом.

Об авторе

О. В. Гавриленко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Гавриленко Ольга Владимировна, канд. социол. наук, зав. кафедрой социальных технологий социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Гавриленко О.В. “Двойственность” как характеристика российской деловой культуры // Теория и практика общественного развития. 2024. № 11. С. 68–74.

2. Гавриленко О.В. Российская деловая культура в цифровую эпоху: социальные технологии и управленческие практики. Монография. М., 2025.

3. Гавриленко О.В. Современная российская деловая культура: “особый” путь развития или заимствование “чужих” управленческих практик? // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. Т. 30. № 2. С. 157–177.

4. Зябриков В.В. Систематизация ценностей деловой культуры России // Креативная экономика. 2015. № 9.

5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. М., 2009. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

6. Магун В.С. Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006– 2021 годы // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 44–58.

7. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3. C. 5–22.

8. Михайленко А.В., Устинова О.А., Дударева А.Е. Ценности глазами экспертов // Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов: Коллект. научн. монограф. / Под ред. В.А. Фадеева, Т.А. Вархотова. М., 2023.

9. Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура: воздействие на модель управления. М., 2010. Платонов О.Н. Экономика русской цивилизации. М., 2008.

10. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2002. Смирнов Г.Н. Российская деловая культура. М., 2010.

11. Сычев О.А., Белоусов К.И. Связь этики автономии и этики сообщества с представлениями россиян о Родине // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 107–127.

12. Сычев О.А., Нестик Т.А. Моральные основания стыда и гордости за свою страну // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 3. С. 528–549.

13. Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 3. С. 88–115.

14. Шевяков М.Ю., Михайленко А.В., Ковалевская В.В. Глубинные ценности жителей России глазами социолога (мировоззренческие разломы) // Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов: Коллект. научн. монограф. / Под ред. В.А. Фадеева, Т.А. Вархотова. М., 2023.

15. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4.


Рецензия

Для цитирования:


Гавриленко О.В. Ценности и трудовые установки персонала как фактор двойственности современной российской деловой культуры. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(2):146-166. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-146-166

For citation:


Gavrilenko O.V. Staff values as a factor of duality in modern Russian business culture. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(2):146-166. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-146-166

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)