Эволюция визуализации текста: от цивилизации надписей к цивилизации всеобщей рекламы
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-242-261
Аннотация
В статье дан развернутый экскурс в историю коммуникативной культуры, особенности которой можно исследовать с помощью такого одновременно открытого и загадочного источника, как надписи. Начиная с огромного массива надписей Индской цивилизации человечество, с одной стороны, транслировало ценную для себя информацию, а, с другой, старалось скрыть за графикой надписи суть послания, сделав ее доступной лишь посвященным. Развитие коммуникативной культуры человечества авторы прослеживают на примерах геоглифов, гравюр, государственной символики, рекламы, транспарантов, граффити, монументального искусства и т.п. Каждый новый период привносил не только иное содержание в искусство надписей, он активно расширял инструментарий его преобразования, делал созвучным запросу изменившегося информационного поля.
При этом широчайший набор смыслов таких надписей, который может отражать политические, социальные, духовные идеи, выражаемые понятно или запутанно, философски или приземленно, снобистски или панибратски, сводится к двум главным функциям надписей, которые они пронесли на протяжении тысячелетий: сигнальной и магической. Они характерны и для современных надписей, независимо от их личного или публичного проявления, социально-политического или экономического предназначения, используемого для нанесения инструмента и поверхности, на которую наносится надпись. Это дает основания видеть в коммуникативной культуре XXI в. преемника древней “Цивилизации надписей”, которая не исчезла, но преобразовалась. Гибель ее более ранних фрагментов поучительна с точки зрения того, что, возможно, к их трагическим завершениям привело неумение и нежелание людей разобраться с формой и содержанием посланий, скрытыми за затейливой графикой надписей.
Об авторах
Л. О. ТерноваяРоссия
Терновая Людмила Олеговна, докт. ист. наук, проф., проф. кафедры социологии и управления
Ленинградский пр., д. 64, г. Москва, 125319
А. В. Багаева
Россия
Багаева Алиса Валерьевна, канд. социол. наук, доц., доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета
Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр.33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994.
2. Авдусин Д.А., Тихомиров М.Н. Древнейшая русская надпись // Вестник Академии наук СССР. 1950. № 4. С. 71–79.
3. Аксенов В.П. Остров Крым. URL: https://sharlib.com/read_363611-29
4. Алексеев И. Рисунки Наска — компьютерная графика? // Независимая газета. 2011. 28 сент.
5. Багаева А.В., Терновая Л.О. Политические лозунги в системе культурного кода // Культурные коды в цифровую эпоху / Под ред. А.Н. Данилова, А.К. Мамедова. Минск, 2023. Серия “Социологическая мысль: теория и практика”. С. 189–198.
6. Блок А.А. Двенадцать. URL: https://ilibrary.ru/text/1232/p.1/index.html
7. Вознесенский И.С. Новое время и новые запросы на расшифровку парадигмы “время — деньги” // Альманах “Крым”. 2021. № 26. С. 51–59.
8. Вознесенский И.С. Отражение парадигмы “время — деньги” в уличной живописи // Культура мира. 2022. Т. 10. Вып. 1. № 26. С. 102–114.
9. Гельб И.Д. История письменности. От рисуночного письма к полноценному алфавиту. М., 2017.
10. Гершензон-Чегодаева Н.М. Средневековая художественная традиция и творчество И. Босха и П. Брейгеля // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 181–182.
11. Гофф Ле Ж. Герои и чудеса Средних веков. М., 2022.
12. Ивус О.Н. Слоган на одежде: история, сущность и функционирование // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6. С. 59–64.
13. Медынцева А.А. Надписи на амфорной керамике X — начала XI в. и проблема происхождения древнерусской письменности // Культура славян и Русь. Сборник посвящен 90-летию со дня рождения академика Б.А. Рыбакова. М., 1998. С. 176–195.
14. Передельский Д. Тексты Хараппской цивилизации признали логографическим кодом // Российская газета. 2020. 6 янв.
15. Рябова Е.И., Терновая Л.О. Партийный призыв: привлекательность партии, выраженная в названиях, лозунгах и логотипах // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. Ч. 7. № 33. С. 812–826.
16. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб., 2002.
17. Яньвэй Лю, Непомнящих Е.А. Надписи на верхней одежде как языковое явление // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 5(74). С. 48–50.
Рецензия
Для цитирования:
Терновая Л.О., Багаева А.В. Эволюция визуализации текста: от цивилизации надписей к цивилизации всеобщей рекламы. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(2):242-261. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-242-261
For citation:
Ternovaya L.O., Bagaeva A.V. The evolution of text visualization: from the civilization of inscriptions to the civilization of universal advertising. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(2):242-261. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-242-261