Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Сообщества в социальных медиа как источник социологической информации

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-262-278

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению возможности исследовать сообщества в электронных социальных сетях, которые в широком смысле представляют собой социальные группы. По мнению автора, подобные исследования играют значительную роль в понимании динамики современного общества. Этот анализ способствует определению новых тенденций и закономерностей, а также разработке рекомендаций для оптимального использования социальных сетей в образовательных, культурных и других контекстах. Социальные сети также оказывают влияние на формирование общественного мнения и политических процессов. Они дают возможность быстро распространять информацию и взаимодействовать с большим количеством людей, что может привести к изменению поведения и ценностей общества.

Автором предпринимается попытка рассмотреть факторы вступления в группы в социальных сетях:

- социальная потребность в принадлежности;

- стремление индивида уменьшить чувство одиночества;

- социальная привлекательность анонимности;

- функциональность и развитие электронных социальных платформ для взаимодействия между людьми;

- визуализация дистанционного общения;

- возможность создать образ своего “я” для определённого сообщества.

В статье рассматриваются количественные и качественные характеристики социальных групп с позиции их взаимосвязи с электронными социальными сетями, классификация с точки зрения социологической науки, а также оценивается возможность применения классических методов социологии к изучению современного воплощения социальной группы — сообщества в электронной социальной сети. Кроме того, автор статьи высказывает предположение о возможности использовать сообщества в социальных медиа как источник социологической информации для решения широкого круга общественных вопросов.

Об авторе

П. А. Чернов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Чернов Павел Александрович, асп. 3-ого года обучения направления “Социология”, Высшая школа современных социальных наук (факультет)

Ленинские годы, д. 1, стр. 13, блок В, г. Москва, 119991



Список литературы

1. Аналитика Telegram-каналов и чатов. URL: https://tgstat.com/ru/analytics (дата обращения 24.04.2024).

2. Беккер В. Сообщество и общество. М., 1995.

3. Васкэ Е.В. Психолого-правовой анализ деструктивных проявлений в сети Интернет // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 6. С. 104–110.

4. Воронова Ю.В., Яковлева О.В., Тимошенко С.О., Оксенич К.Н. “Группы смерти”: механизмы программирования подростков и способы противодействия // Правда и Закон. 2018. № 3(5). С. 71–75.

5. Гербеева Л.Ю. Управление регионом с учетом экономической составляющей // Экономические науки. 2015. № 123. С. 31–42.

6. Горохова Л.А., Долуденко Е.А., Горохова А.В. Самоорганизующиеся неформальные онлайн-сообщества в социальных сетях как форма организации учебного взаимодействия // Современные информационные технологи и и ИТобразование. 2015. № 11. С. 157–163.

7. Гребенюк А.А . Отношение российской молодежи к Вооруженным Силам РФ: социологический анализ // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 12. С. 34–41.

8. Загутин Д.С. Профилактика молодёжного экстремизма и агрессии в социальны х сетях на примере молодежной политики в Ростовской области // Вестник непрерывного образования. 2015. № 2. С. 82–89.

9. Каганович А.А. Социальная группа как объект социально-философского анализа // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 1(17). С. 58–61.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2011. Наместников А.М., Пирогова Н.Д., Филиппов А.А. Подход к автоматическому построению лингвистической онтологии для определения интересов пользователей социальных сетей // Онтология проектирования. 2021. Т. 11. № 3(41). С. 351–363.

11. Островский А.Н., Мамедов А.Э., Островская М.А., Ширяев В.Ю. Локальные группы в социальных сетях: новые местные сообщества, социальные медиа или плацдарм цифрового активизма // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. № 1(138). С. 160–168.

12. Семенов А. К. Основы менеджмента: Уч. М., 2010. Социология. Основы общей теории: Уч. для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2003.

13. Холостова Е.И. Социальные отношения и их роль в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 3(66). С. 139–144.

14. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: Учеб. пособие. Челябинск, 2010.

15. Шульц В.Л., Гребенюк А.А., Ашманов И.С. Теоретико-методологические проблемы цифровой социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 1.


Рецензия

Для цитирования:


Чернов П.А. Сообщества в социальных медиа как источник социологической информации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(2):262-278. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-262-278

For citation:


Chernov P.A. Social media communities as a source of sociological information. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(2):262-278. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-2-262-278

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)