Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Плюралистическая модель лоббизма: критическая рефлексия

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-147-166

Аннотация

Данная статья посвящена изучению плюралистической модели лоббизма на примере Соединенных Штатов Америки. Актуальность данной проблематики связана с тем, что Россия во многом оказалась на обочине важного спора между сторонниками плюрализма и корпоративизма, как двух моделей лоббизма и, шире, представительства общественных интересов. Данная дискуссия важна с точки зрения понимания того, какая система представительства интересов в большей степени отвечает российской национальной, культурной и политической специфике, как правильно подойти к вопросу институционализации лоббизма. Долгое время российские эксперты и политики рассматривали лоббизм исключительно в плюралистическом ключе, беря за точку отсчета американский опыт его институционализации и регулирования. Впрочем, вопрос о том, в какой степени американский опыт применим для России, остается открытым. Следовательно, необходимо еще раз подробно разобраться в плюсах и минусах данных моделей. Данная статья открывает цикл статей автора о природе плюрализма и корпоративизма в современных реалиях и посвящена плюралистической модели. Автор предпринимает попытку анализа ее динамики и современного состояния на примере Соединенных Штатов Америки. Анализ этого примера важен не только для выявления общих закономерностей, присущих развитию феномена лоббизма в плюралистических системах, но и для того, чтобы показать, насколько феномен лоббизма зависит от политико-институционального окружения, культурных и общественных норм. Автор приходит к заключению, что развитие лоббизма в США сталкивается с большими проблемами, такими как увеличивающийся разрыв между возможностями групп интересов влиять на политический процесс, а также главенство частных (специальных) интересов над общественными.

Об авторе

П. С. Каневский
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Каневский Павел Сергеевич - канд. полит. наук, доц. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета.

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002.

2. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М., 1976.

3. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России. Исследовательская группа Terra America по заказу фонда ИСЭПИ. М., 2013.

4. Костяев С.С. Бюджетный лоббизм в США: от Дж. Буша-мл. к Б. Обаме. М., 2017.

5. Кравцова Е.А., Максименко А.В., Шалайкин Р.Н. Структура и организационное обеспечение деятельности законодательных органов власти США // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 3.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.

7. Фукуяама Ф. Угасание государственного порядка. М., 2017.


Рецензия

Для цитирования:


Каневский П.С. Плюралистическая модель лоббизма: критическая рефлексия. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(3):147-166. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-147-166

For citation:


Kanevsky P.S. Pluralistic model of lobbying: critical reflection. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(3):147-166. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-3-147-166

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)