Роль средств массовой информации и пропаганды в социальных и политических процессах
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-4-29-50
Аннотация
Настоящая статья посвящена осмыслению роли средств массовой информации и пропаганды в современных социальных и политических процессах. Обозначив смысловые нагрузки термина “средства массовой информации”, автор статьи переходит к анализу их сущности и роли в общественной и политической жизнедеятельности современных обществ. При этом, автор статьи особо подчеркивает абсурдность словосочетания “четвертая власть” и указывает на недопустимость его использования применительно к деятельности средств массовой информации и пропаганды и их роли в обществе. В его представлении средства массовой информации и пропаганды не являются автономным субъектом социальных и политических процессов, а служат эффективным инструментом в руках различных субъектов общественной и политической жизнедеятельности, задействованных в процессах формирования общественного мнения, социального манипулирования и социального мифотворчества.
Также в статье автор анализирует представления ряда современных исследователей о наборе средств, методов и технологий, используемых средствами массовой информации и пропаганды в процессах социального мифотворчества, манипулятивного воздействия, а также других социальных и политических процессах, считая необходимым усилить контроль за их деятельностью в контексте обеспечения национальной безопасности и защиты традиционных для России и русского народа систем духовно-нравственных ценностей.
Об авторе
С. О. ЕлишевРоссия
Елишев Сергей Олегович, докт. социол. наук, доц., проф. кафедры современной социологии социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. М., 1983.
2. Горина Е.В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности. Екатеринбург, 2016.
3. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002.
4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1.
5. Дорцева Е.В. Жизненные ориентиры современной студенческой молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025. Т. 31. № 2.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
7. Елишев С.О. Национально-ориентированные и антисистемные силы в политической системе современного российского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7. № 4 (28).
8. Елишев С.О. О сущности “современных революций” и государственных переворотов. М., 2017.
9. Елишев С.О. Политика. Базовые понятия. М., 2018.
10. Елишев С.О., Дорцева Е.В. Социальная коммуникация в современном обществе: опыт эмпирического исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. Т. 30. № 4.
11. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб., 2008.
12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2017.
13. Лафлэнд Дж. Техника государственного переворота // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. СПб., 2008.
14. Люттвак Э.Н. Государственный переворот: практическое пособие. М., 2012.
15. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000.
16. Осипова Н.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2025.
17. Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ базовых подходов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1.
18. Победоносцев К.П. Московский сборник. СПб., 2009.
19. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004.
20. Ульфкотте У. Продажные журналисты. Любая правда за ваши деньги. М., 2015.
21. Фромм Э. Иметь или быть? М., 2017.
22. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
23. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Слов.-справ. М., 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Елишев С.О. Роль средств массовой информации и пропаганды в социальных и политических процессах. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(4):29-50. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-4-29-50
For citation:
O. E.S. The role of media and advocacy in social and political processes. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(4):29-50. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-4-29-50

































