Формирование социологических взглядов на процессы медиаконвергенции
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23
Аннотация
Цель данной статьи – рассмотреть процесс формирования взглядов зарубежных и российских исследователей на проблему процессов медиаконвергенции. Акцентируется внимание на социологическом аспекте данного явления. Указаны базовые понятия, формирующие тенденции и перспективы развития в изучении медиаконвергенции как современного феномена. Переосмысление понятия конвергенции началось с публикаций, в которых знания и информационные технологии были названы основными составляющими будущей экономики: конвергенция предстала явлением, с которым следует считаться, которое становится определяющим понятием в контексте глобализации. Рассматривая медиасреду как особую систему, состоящую из средств коммуникации, причем в синергетическом эффекте, зарубежные социологи кардинально изменили представление о современных медиа, об их возможностях, степени влияния на социум. Социологический аспект в исследованиях состоит в необратимом воздействии медиаконвергенции на жизнедеятельность каждого человека, на его состоятельность в обществе, его сознание, способы коммуникации, профессиональную сферу, досуг. В целом история развития социологических взглядов на процессы медиаконвергенции настраивает на поликонтекстуальность в изучении массмедиа. Сегодня их следует изучать в совокупности всех современных научных дисциплин, в теоретическом и практическом прикладном аспектах. Автором статьи была составлена таблица, в которой представлены этапы развития социологических взглядов на процессы медиаконвергенции с краткой характеристикой каждого из них. Выявлены основные направления перспективных социологических исследований, соответствующих вызовам настоящего времени.
Ключевые слова
Об авторе
О. И. МолчановаРоссия
Молчанова Ольга Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории
улица Садовая, д. 21, г. Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2010.
3. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. I. № 2.
4. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11–14.
5. Гавра Д. PR “дваноль” // Корпоративная имиджелогия. URL: http:// www.ci-journal.ru/article/596/pr-dvanol (дата обращения: 14.10.2017).
6. Дебре Р. Введение в медиологию. М., 2010.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2005.
8. Кастельс М. Галактика Интернет. URL: http://m.litread.ru/read/431307/436000-437000?page=1 (дата обращения: 25.12.2017).
9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=102820 (дата обращения: 05.10.2017).
10. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М., 2012.
11. Медиа. Введение: Уч. / Под ред. А. Бриггз, П. Кобли. М., 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 (дата обращения: 25.12.2017).
12. Молчанова О.И. Влияние процессов медиаконвергенции на деятельность современных связей с общественностью // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 73–80.
13. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.
14. Ойкен В. Основы национальной экономии. М., 1996.
15. Орехова С.Г. Критический обзор теоретических исследований английской буржуазной пропаганды и журналистики: социологическое и социально-психологическое направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1978. № 4.
16. Прохоров Е.П. Союз пера, микрофона и телекамеры // Телевидение. Радиовещание. 1978. № 6.
17. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. URL: http://coollib.com/b/267574/read (дата обращения: 22.11.2017).
18. Симкачева М.К. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 157. Кн. 4. Гуманитарные науки.
19. Суходолов А.П., Рачков М.П. Медиалогия – наука будущего // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 3. С. 267–286.
20. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. М., 2012.
21. Федоров Р.Ю. Проблемы изучения Веб-пространства как сложной самоорганизующейся системы. URL: http://pandia.ru/text/78/524/61370.php (дата обращения: 25.12.2017).
22. Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М., 1977.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова О.И. Формирование социологических взглядов на процессы медиаконвергенции. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018;24(3):7-23. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23
For citation:
Molchanova O.I. Formation of sociological views on the processes of media convergence. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2018;24(3):7-23. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23