Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Формирование социологических взглядов на процессы медиаконвергенции

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи – рассмотреть процесс формирования взглядов зарубежных и российских исследователей на проблему процессов медиаконвергенции. Акцентируется внимание на социологическом аспекте данного явления. Указаны базовые понятия, формирующие тенденции и перспективы развития в изучении медиаконвергенции как современного феномена. Переосмысление понятия конвергенции началось с публикаций, в которых знания и информационные технологии были названы основными составляющими будущей экономики: конвергенция предстала явлением, с которым следует считаться, которое становится определяющим понятием в контексте глобализации. Рассматривая медиасреду как особую систему, состоящую из средств коммуникации, причем в синергетическом эффекте, зарубежные социологи кардинально изменили представление о современных медиа, об их возможностях, степени влияния на социум. Социологический аспект в исследованиях состоит в необратимом воздействии медиаконвергенции на жизнедеятельность каждого человека, на его состоятельность в обществе, его сознание, способы коммуникации, профессиональную сферу, досуг. В целом история развития социологических взглядов на процессы медиаконвергенции настраивает на поликонтекстуальность в изучении массмедиа. Сегодня их следует изучать в совокупности всех современных научных дисциплин, в теоретическом и практическом прикладном аспектах. Автором статьи была составлена таблица, в которой представлены этапы развития социологических взглядов на процессы медиаконвергенции с краткой характеристикой каждого из них. Выявлены основные направления перспективных социологических исследований, соответствующих вызовам настоящего времени.

Об авторе

О. И. Молчанова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Молчанова Ольга Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории

улица Садовая, д. 21, г. Санкт-Петербург, 191023 



Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2010.

3. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. I. № 2.

4. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11–14.

5. Гавра Д. PR “дваноль” // Корпоративная имиджелогия. URL: http:// www.ci-journal.ru/article/596/pr-dvanol (дата обращения: 14.10.2017).

6. Дебре Р. Введение в медиологию. М., 2010.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2005.

8. Кастельс М. Галактика Интернет. URL: http://m.litread.ru/read/431307/436000-437000?page=1 (дата обращения: 25.12.2017).

9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=102820 (дата обращения: 05.10.2017).

10. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М., 2012.

11. Медиа. Введение: Уч. / Под ред. А. Бриггз, П. Кобли. М., 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 (дата обращения: 25.12.2017).

12. Молчанова О.И. Влияние процессов медиаконвергенции на деятельность современных связей с общественностью // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 73–80.

13. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.

14. Ойкен В. Основы национальной экономии. М., 1996.

15. Орехова С.Г. Критический обзор теоретических исследований английской буржуазной пропаганды и журналистики: социологическое и социально-психологическое направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1978. № 4.

16. Прохоров Е.П. Союз пера, микрофона и телекамеры // Телевидение. Радиовещание. 1978. № 6.

17. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. URL: http://coollib.com/b/267574/read (дата обращения: 22.11.2017).

18. Симкачева М.К. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 157. Кн. 4. Гуманитарные науки.

19. Суходолов А.П., Рачков М.П. Медиалогия – наука будущего // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 3. С. 267–286.

20. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. М., 2012.

21. Федоров Р.Ю. Проблемы изучения Веб-пространства как сложной самоорганизующейся системы. URL: http://pandia.ru/text/78/524/61370.php (дата обращения: 25.12.2017).

22. Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М., 1977.


Для цитирования:


Молчанова О.И. Формирование социологических взглядов на процессы медиаконвергенции. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018;24(3):7-23. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23

For citation:


Molchanova O.I. Formation of sociological views on the processes of media convergence. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2018;24(3):7-23. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-7-23

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)