Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Эмиль Дюркгейм о роли религии в общественной жизни. Обоснование выбора элементарной религии

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-173-197

Полный текст:

Аннотация

Социологическая теория религии Э. Дюркгейма несмотря на прошедшее время остается важным первоисточником для изучения. Понимание французским социологом религии как важнейшего социального института, обеспечивающего социальную интеграцию, обусловило его поиски социологического подхода к исследованию этого социального института. В работах Э. Дюркгейма воплотилось развитие идей о коллективном сознании, т.е. о коллективных убеждениях и связанных с ними нравственных отношениях, действующих в качестве объединяющей силы в обществе, как о “высшей форме психической жизни”. Важным отличием работы “Элементарные формы религиозной жизни” Э. Дюркгейма от работ того времени по тотемизму и первобытной религии вообще стал ее методологический подход. Э. Дюркгейм последовательно рассматривает, критикует и отбрасывает конкурирующие теории происхождения тотемизма, анализирует развитие религиозного феномена в обществе, исследует именно его социальные аспекты, доступные для научного анализа. В религиозном обряде человек переносит свои “спутанные социальные чувства” на ясные, конкретные объекты, от которых исходят физическая власть и моральные полномочия общества. Э. Дюркгейм видел исключительную социальность появления религиозных фактов. Так, последовательность коротких, но интенсивных периодов религиозного “коллективного возбуждения” чередуется с гораздо более длительными периодами рассеянной светской индивидуальной хозяйственной деятельности; именно это разделение породило верование в два особых мира — священный и светский — и в пределах человека и в пределах природы. Знаменитая гипотеза Э. Дюркгейма о том, что божество не является ничем иным как обожествляемым обществом, была подтверждена множеством аргументов его рассуждения. Вместе с тем она не имеет под собой никакой антиклерикальной или антирелигиозной идеологии, которые бы решительно противоречили пониманию Э. Дюркгеймом принципа научной объективности.

Об авторе

С. В. Трофимов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Трофимов Сергей Викторович, кандидат социологических наук, доцент кафедры современной социологии, заместитель декана по учебной работе, социологический факультет

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.

2. Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология, ее предмет, метод, пред- назначение. М., 1995 (а).

3. Дюркгейм Э. Правила социологического метода. М., 1995 (б).

4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

5. Мосс М. Общества, обмен, личность. М., 1996.

6. Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. М., 1996.


Для цитирования:


Трофимов С.В. Эмиль Дюркгейм о роли религии в общественной жизни. Обоснование выбора элементарной религии. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(3):173-197. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-173-197

For citation:


Trophimov S.V. Emil Durkheim on the role of religion in public life. Substantiation of the choice of elementary religion. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(3):173-197. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-3-173-197

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)