ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
В последние годы вопрос о том, что такое счастье, причем в прикладном смысле его обретения, стал феноменально популярен. Начало данной тенденции было положено значительно раньше — можно сослаться на 1970-е гг., когда были проведены первые эмпирические исследования, призванные показать, насколько ощущение и самооценка человеком себя как счастливого/несчастного связаны с поиском удовольствий (с гедонизмом как образом жизни). За прошедшие десятилетия счастье стало полноправным объектом концептуальных и методических изысканий практически всех дисциплин социально-гуманитарного и даже естественнонаучного знания, оценка возможностей его определения и обретения вышла далеко за пределы художественной литературы, для которой поиски человеком своего места в жизни и счастья всегда были важнейшим основанием самопозиционирования. В результате сегодня каждое дисциплинарное направление должно хотя бы пунктирно и с заходом на сопредельные научные территории обозначить контуры собственного предметного поля в исследовании счастья. Цель статьи — систематизировать методические подходы к социологическому анализу счастья, обозначив их познавательные возможности и ограничения. Авторы показывают, что в распоряжении социологов находится огромный массив литературы, предлагающий множество концептуальных и операциональных дефиниций счастья, а также методических решений для оценки уровня счастья и факторов, его детерминирующих. Представленный в статье обзор не претендует на полноту и законченность, а лишь систематизирует накопленные на сегодняшний момент разработки и указывает два многообещающих условных направления дальнейших социологических поисков — “объективистский” эконометрический подход (индексы счастья на основе социально-экономических показателей) и “субъективистский” социально-психологический подход (самооценки в терминах счастья, выявляемые в ходе опросов общественного мнения).
В статье рассматривается концепция мегалополиса франко-американского ученого Жана Готтмана, который фиксирует в середине ХХ в. начало нового этапа урбанизации, характеризующегося формированием обширных урбанистических регионов. Основой для концепции мегалополиса становится “региональная иконография”, согласно которой границы являются символическим образованием, формирующимся под влиянием культуры и образа жизни. Развитие информационных и коммуникационных технологий, по мнению Ж. Готтмана, меняет повседневную жизнь людей, в частности, упрощает перемещение на большие расстояния, что и делает возможным формирование мегалополиса. В центре внимания исследователя находится урбанизированный район северо-восточного побережья Соединенных Штатов, который охватывает территорию от Бостона до Вашингтона. Это скопление городских агломераций Ж. Готтман и называет мегалополисом, в котором стираются различия между городской и сельской местностью. Мегалополисы называются одной из главных форм урбанизации конца ХХ в. и рассматриваются как результат становления постиндустриального общества, в котором растет доля людей, занятых в сервисном секторе, активно участвующих в процессе субурбанизации. Одной из главных проблем называется отсутствие эффективного управления мегалополисами, поскольку принятие решений и их реализация требуют согласованных действий со стороны органов власти нескольких административно-территориальных единиц. Тем не менее, городское планирование должно быть постепенно вытеснено планированием региональным, так как именно оно соответствует тенденциям урбанизации, зафиксированным во второй половине ХХ столетия. Идеи Готтмана о формировании урбанизированных регионов впоследствии получают свое продолжение, например, в работах исследователей Лос-Анджелесской школы.
Социологи обращаются к исторической социологии, чтобы объяснить те мирополитические реалии, которые остаются скрытыми для других теорий международных отношений. Однако в отечественной научной традиции историки, социологи и международники уделяют ей незаслуженно мало внимания, несмотря на то, что наука о международных отношениях находится на стыке истории и социологии. Настоящая статья призвана в какой-то степени компенсировать недостаток сведений об этом интереснейшем и перспективном подходе к изучению международных отношений. Автор формулирует понятие “исторической социологии” и характеризует три основных направления в ее развитии. Первое направление отдает приоритет в объяснении международных отношений таким факторам, как типы власти и способы производства. Второе направление рассматривает события международной жизни сквозь призму нравственности, культуры, эмоций и других духовных компонентов. Третье направление стремится объединить первые две группы исследовательских подходов в рамках единой объяснительной базы.
СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ И КИБЕРПРОСТРАНСТВА
В статье анализируются особенности современного этапа развития волонтерства в Российской Федерации. В качестве информационной базы исследования использованы данные интернет-сообществ социальной сети vkontakte. Общее количество проанализированных групп — 2894, количество участников — 1446008 человек. Для извлечения данных об онлайн-сообществах и участниках был написан скрипт на языке программирования Python3, который позволял собирать соответствующую информацию с помощью API vkontakte.
В статье предложена авторская типология сообществ добровольцев, в том числе группы-франшизы, сервисные онлайн сообщества и группы прямого действия. Автор анализирует распределение сообществ по предмету их деятельности. Доминирующие позиции с точки зрения количества участников и количества групп занимают сообщества, основной сферой деятельности которых является поиск пропавших людей. Наименее представлены в пространстве социальной сети vkontakte сообщества защитников животных.
На основании социально-демографического анализа членов сообществ сделаны выводы об особенностях их распределения по возрасту и полу. В частности, молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет занимают доминирующее положение среди членов группы. Во многом это связано с неразвитостью механизмов вовлечения людей среднего и пожилого возраста в волонтерскую деятельность.
В статье представлен анализ ценностных ориентаций участников. Делаются выводы о доминировании индивидуальных ценностей и интересов, в основе которых лежит стремление к саморазвитию и личностному росту. На основании этого автор говорит о необходимости разработки новых социальных технологий для вовлечения граждан России в волонтерскую деятельность.
В статье рассматриваются некоторые дисфункции в развитии добровольчества в Российской Федерации: отсутствие механизмов вовлечения граждан среднего и пожилого возраста, имитационный характер многих добровольческих проектов. Исходя из этого делаются выводы о необходимости корректировки социальной, образовательной, молодежной политики в сфере развития волонтерства в России.
Важность феномена репутации как инструмента власти и влияния остается актуальной с древнейших времен до наших дней. В эру цифровых технологий способы передачи информации обретают новые формы и динамику. Это во многом отражается на развитии социальных коммуникаций и скорости формирования мнений. При этом актуализируются вопросы об улучшении инструментов воздействия на общественное мнение с целью повышения степени влияния средств трансформации репутации. В данной статье подробно рассматривается феномен репутации как инструмент влияния на целевую аудиторию и средство воздействия на принятие решений аудиторией. Анализируется социальная ценность репутации, способы ее роста и укрепления. Учитывается специфика методов формирования репутации и методов воздействия на репутацию с использованием современных каналов коммуникации. Особое внимание уделяется связи репутации с имиджем, рассматриваются их основные сходства и способы формирования, а также отличия и особенности коррекции. Проводятся исследование методов воздействия на репутацию с целью ее дискредитации, подробный анализ составных частей атаки на репутацию. Отмечается различие атак на репутацию и их последствий для субъекта репутации. На конкретных примерах рассматриваются приемы по нивелированию негатива и коррекции репутации.
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
В статье рассматривается проблема внутрисемейной межпоколенной трансляции ценностных ориентаций и, в первую очередь, репродуктивных установок, потребности в детях, ценностей семейно-детного образа жизни. Подчеркивается важность повышения репродуктивных установок населения для преодоления демографического кризиса в современной России и мире в целом. Отмечены сложность корректного измерения ценностных ориентаций и репродуктивных установок, существенное отличие заявляемых ценностей от реального репродуктивного поведения.
Для анализа и прогнозирования развития ценностных ориентаций населения, репродуктивных установок, характерных для представителей современной молодежи, необходимо изучение процесса межпоколенной трансляции ценностей. Причем, учитывая, что основные ценности семейно-детного образа жизни формируются в рамках первичной внутрисемейной социализации, необходимы исследования процесса именно внутрисемейной трансляции ценностных ориентаций от поколения родителей и прародителей детям.
В работе представлены результаты анализа трех волн исследования семейно-детного образа жизни 2014–2016 гг. по совокупной базе 4500 ответов респондентов. При помощи корреляционного и многофакторного дисперсионного анализа для связных выборок показано, что семейные ценности родителей транслируются детям не в полном масштабе, причем искажение происходит не только на этапе принятия транслируемых ценностей, но и на уровне первичной коммуникации. Для респондентов разного социально-демографического статуса, представляющих семьи с разным числом детей, одинаково характерно снижение значимости семьи при трансляции этой ценности собственным детям. В свете отмеченной закономерности становится важной задача работы с семьей и молодежью, направленная на повышение статуса семьи и укрепление межпоколенного внутрисемейного взаимодействия.
Семья является одним из ключевых факторов, влияющих на ценностные установки, отношение к труду, профессиональное самоопределение и жизненные планы учащихся старших классов. Статья посвящена рассмотрению вопроса о роли социального статуса семьи современных старшеклассников в процессе формирования их конкурентоориентированности и конкурентоспособности.
В статье были проанализированы результаты теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных анализу влияния социального капитала семьи на образовательные стратегии подростков. Методическую основу исследования составил анкетный опрос старшеклассников, проведенный в городах Тюмень, Тобольск, Ишим и сельской местности Тюменской области. Для анализа полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23.
Рассматривая социальный статус семьи как основу “социального старта” молодых людей во взрослую жизнь, авторы отмечают двойственную природу роли данной характеристики на процесс социальной адаптации молодого поколения. На основе анализа данных анкетного опроса старшеклассников авторы делают вывод о различиях во мнениях о важности конкурентоспособности как необходимого качества личности.
По результатам исследования показано, что помимо уровня дохода семьи значимыми характеристиками в социальном статусе старшеклассников, оказывающими влияние на их конкурентоориентированность и конкурентоспособность, являются также уровень образования родителей и состав семей (полные или неполные). Было подтверждено предположение о наличии взаимосвязи между оценкой респондентами личного конкурентного потенциала и социально-профессиональным статусом семьи.
В качестве возможных направлений дальнейших исследований можно рассматривать изучение влияния уровня регионального развития на процесс формирования конкурентоориентированности учащихся старших классов, а также роль педагогов в данном процессе.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
Устойчивое развитие раскрывается в направлении новой парадигмы анализа социальной динамики. Трансформация мышления и действий правительств и бизнеса в плоскости благосостояние — борьба с нищетой — защита окружающей среды ставит под сомнение известную формулу экономического роста. Исследуются недостатки ВВП как индикатора социально-экономической динамики. Представлена система международных рейтингов и их показателей, включающих наряду с экономическими параметрами ряд социо-экологических индикаторов. Вместе с тем показано, что значение показателя ВВП не исчерпано для социально-экономических исследований. Новая международная система координат для устойчивого развития транслирована на исследование форм стратегического планирования России. Исследованы проблемы неустойчивости развития российского бизнеса, среди которых показаны деформированность рынка труда и устаревшая материально-техническая база. Эти проблемы выступают факторами негативных социально-экологических изменений. Охарактеризована практика публичный компаний в области устойчивого развития, которая основывается на принципах Глобального договора и включает в себя использование системы международных стандартов, охватывающих деятельность по охране окружающей среды, анализу и корректировке трудовых практик, качеству менеджмента, ведению социально ответственного бизнеса.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Социологическая теория религии Э. Дюркгейма несмотря на прошедшее время остается важным первоисточником для изучения. Понимание французским социологом религии как важнейшего социального института, обеспечивающего социальную интеграцию, обусловило его поиски социологического подхода к исследованию этого социального института. В работах Э. Дюркгейма воплотилось развитие идей о коллективном сознании, т.е. о коллективных убеждениях и связанных с ними нравственных отношениях, действующих в качестве объединяющей силы в обществе, как о “высшей форме психической жизни”. Важным отличием работы “Элементарные формы религиозной жизни” Э. Дюркгейма от работ того времени по тотемизму и первобытной религии вообще стал ее методологический подход. Э. Дюркгейм последовательно рассматривает, критикует и отбрасывает конкурирующие теории происхождения тотемизма, анализирует развитие религиозного феномена в обществе, исследует именно его социальные аспекты, доступные для научного анализа. В религиозном обряде человек переносит свои “спутанные социальные чувства” на ясные, конкретные объекты, от которых исходят физическая власть и моральные полномочия общества. Э. Дюркгейм видел исключительную социальность появления религиозных фактов. Так, последовательность коротких, но интенсивных периодов религиозного “коллективного возбуждения” чередуется с гораздо более длительными периодами рассеянной светской индивидуальной хозяйственной деятельности; именно это разделение породило верование в два особых мира — священный и светский — и в пределах человека и в пределах природы. Знаменитая гипотеза Э. Дюркгейма о том, что божество не является ничем иным как обожествляемым обществом, была подтверждена множеством аргументов его рассуждения. Вместе с тем она не имеет под собой никакой антиклерикальной или антирелигиозной идеологии, которые бы решительно противоречили пониманию Э. Дюркгеймом принципа научной объективности.
ISSN 2541-8769 (Online)