Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к пониманию профессии и профессионального выбора в отечественной и зарубежной научной мысли. Представлены в исторической ретроспективе ключевые вопросы исследования профессиональной ориентации и профессионального выбора. Рассмотрена взаимосвязь выбора своего дальнейшего жизненного пути, своего профессионального будущего и того учебного заведения, которое в дальнейшем позволит не только получить профессию, но и послужит стартовой площадкой для будущей карьеры. Сегодня выбор учебного заведения абитуриентами остается значимой проблемой для них и в связи с этим перед исследователями встает задача дать характеристику образовательного поведения современных старшеклассников, будущих абитуриентов.

Для ответа на эти вопросы сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова было проведено исследование среди старшеклассников московских школ. В статье представлены результаты исследований разных лет удовлетворенности уровнем получаемого образования, мотивов выбора будущего образования школьниками старших классов, ценностных ориентаций молодежи. Были выделены основные факторы, влияющие на выбор уровня желаемого образования и учебного заведения, а также базовые модели-цели получения образования, используемые молодыми людьми при выборе жизненного пути. На основе полученных данных подтверждена значимость высшего образования для будущих абитуриентов и устойчивый рост тенденции распространения потребительского поведения молодежи, ориентации в своих жизненных стратегиях на достижение успеха и высокого материального достатка, определенного социального статуса.

Об авторах

И. В. Васенина
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Васенина Ирина Владимировна – канд. социол. наук, доц. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета

Ленинские горы, д. 1, стр. 33, г. Москва, 119234



М. Е. Липатова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Липатова Мария Евгеньевна – учебный мастер кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета

Ленинские горы, д. 1, стр. 33, г. Москва, 119234



В. А. Сушко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Сушко Валентина Афанасьевна – канд. социол. наук, доц., доц. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета

Ленинские горы, д. 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5(2). С. 306–314.

2. Батырева М.В. Профессионально-образовательные ориентации современных выпускников школ // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2010. № 4. С. 83–88.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004.

4. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44–47.

5. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997.

6. Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. Н.А. Шматко. М.; СПб., 2007.

7. Васенина И.В. Студенты МГУ о своей жизни и учебе: итоги пятнадцатилетнего мониторинга. М., 2005.

8. Герасимов Г.И. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х годов. Ростов н/Д., 2002.

9. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

10. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4(228). С. 42–51.

11. Клочко Ю.Н. Профессиональное самоопределение и интеграция молодых специалистов в социальную структуру в современных условиях: комплексное исследование. Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. Ставрополь, 2000.

12. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб., 2001.

13. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М., 2008.

14. Лобова Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2006.

15. Лясников Н.В. Процесс выбора профессии молодежью в условиях реформирования российского общества: Социологический аспект. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2000.

16. Недосека Е.В. Образовательные стратегии молодежи Мурманской области (по данным эмпирического исследования) // Проблемы развития территории. 2015. № 6 (80). С. 143–156.

17. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Отв. ред. Ю.А. Зубок и др. М., 2003.

18. Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69–82.

19. Российская молодежь хочет поумнеть. URL: www.rbcdaily.ru (дата обращения: 10.11.2018).

20. Россия в Европейском пространстве высшего образования / Под ред. Ю.Д. Артамоновой, А.Л. Демчука, Е.В. Караваевой, А.А. Муравьевой. М., 2015.

21. Социально-психологический портрет инженера: по материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под ред. В.А. Ядова. М., 1977.

22. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.

23. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М., 2012.

24. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. М., 2001.


Рецензия

Для цитирования:


Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019;25(4):102-123. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123

For citation:


Vasenina I.V., Lipatova M.E., Sushko V.A. Professional and educational strategies of modern applicants. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019;25(4):102-123. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123

Просмотров: 1085


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)