Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Личные качества как фактор успеха в постиндустриальных социально-экономических реалиях

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-178-192

Полный текст:

Аннотация

Соотношение профессиональных и личных качеств всегда было объектом внимания специалистов по социологии, психологии и кадрового менеджмента. Главный тезис статьи заключается в том, что в постиндустриальном обществе в целом возрастает значение личных качеств человека.
В статье рассматриваются многочисленные ситуации, в которых по-разному проявляет себя баланс профессиональных и личных качеств. Вне работы люди в своих взаимодействиях чаще всего ориентируются на то впечатление, которое производит человек благодаря своим личным качествам. “Апогеем” в выборе отдельных людей для общения сообразно их личным качествам служит выбор друзей. Мы дружим только исходя из того, что тот или иной человек нам нравится. Во многом такая же ситуация наблюдается по отношению к родственникам и соседям. Но существуют ситуации, которые заставляют нас в определенной мере отставлять на второй план способности человека или организации нравиться нам. Самый очевидный пример — это врачи. При этом сегодня и врачи должны ориентироваться на построение партнерских отношений с пациентами, в рамках которых личные качества начинают играть важную роль.
В профессиональной деятельности взаимодействия людей могут развиваться по организационным, рыночным или гибридным (организационно-рыночным) сценариям. В классической бюрократической организации личные качества всегда занимали подчиненное положение по отношению к профессиональным качествам. На рынке же личные качества продавцов всегда были значимы для привлечения клиентов. Это нашло cвое отражение в идеологии маркетинга и клиентоориентированности. В современной экономике рыночные отношения проникают в организации и заставляют по-новому оценить значение личных качеств работника.
Символом возрастания роли личных качеств может служить профессия (деятельность) блогера или ведущего интернет-канала. В большинстве случаев они собирают миллионные аудитории не благодаря уникальным профессиональным способностям, а благодаря умению нравиться людям.

Об авторе

С. А. Барков
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Барков Сергей Александрович - докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой экономической социологии и менеджмента социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? М., 2008.

2. Барков С.А. Теория организации (институциональный подход). М., 2009.

3. Бгашев М.В. К вопросу о технологии оценки личных качеств и стиля руководителя // Бюллетень науки и практики. 2018. № 5. С. 495–502.

4. Бернар К. Как развить в себе харизму. М., 2018.

5. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.

6. Гандапас Р.И. Харизма лидера. М., 2007.

7. Годованюк К.С. Роль личных и профессиональных качеств лидера в деятельности команды // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 195–197.

8. Джинн Р. Харизма. М., 2018.

9. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Платонов М.Ю. Технологии развития харизмы. СПб., 2015.

10. Кабейн О.Ф. Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять. М., 2017.

11. КалининаЮ.В. Влияние личных качеств менеджеров на структуру капитала российских компаний // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 9. С. 231–240.

12. Кинг П. Харизма. Как выстроить раппорт, нравиться людям и производить незабываемое впечатление. М., 2018.

13. Короткова Т.Л. Социальная роль маркетинга как философии бизнеса // Практический маркетинг. 2006. № 8. С. 2–6.

14. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Природа фирмы: к 50-летию выхода в свет работы Р. Коуза “Природа фирмы” / Под ред. О.И. Уильямсона, С.Дж. Уинтера. М., 2001. С. 33–52.

15. Ксенофонтова Е.Г. Почему клиентоориентированность не гарантирует лояльности клиентов // Евразийский союз ученых (ЕСУ), ежемесячный журнал. 2016. № 3. С. 109–112.

16. Лэй Э. Харизма. Искусство производить сильное впечатление. М., 2013.

17. Маркеева А.В.ФормированиесистемымассовогопереобученияипереквалификациивусловияхпереходаРоссийскойФедерациикцифровойэкономике// Восточная Европа: контексты социально-экономического развития / Под ред. Н.Л. Мысливеца, О.Н. Гаврилик, Т.А. Богуш. Гродно, 2019. С. 90–96.

18. Осеев А.А. Средства социологической диагностики в системе управления персоналом: диагностика причин трудовых конфликтов и профессионально важных личностных качеств руководителя. М., 2018.

19. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М., 2005.

20. Семина Т.В. Социология труда врача в эпоху глобализации. М., 2015.

21. Степнова М.Л. Женщины Лазаря. М., 2012.

22. Стотхарт К. Как ладить со всеми. Уверенность и харизма в общении с любым типом личности. М., 2020.

23. Чекалдин А.М. Об оценке деловых и личных качеств работников управления // Дневник науки. 2018. № 11.


Для цитирования:


Барков С.А. Личные качества как фактор успеха в постиндустриальных социально-экономических реалиях. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(2):178-192. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-178-192

For citation:


Barkov S.A. Personal qualities as a factor of success in post-industrial social and economic realities. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(2):178-192. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-178-192

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)