Внешние факторы формирования социального капитала российских организаций
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-149-172
Аннотация
Научный подход, представленный в настоящей статье, основан на понимании социального капитала и корпоративной культуры как пересекающихся организационных феноменов, несводимых, однако, друг к другу. При этом корпоративная культура понимается инструментально и рассматривается как фактор формирования, развития и использования социального капитала, опосредующий его организационные и управленческие эффекты. Это не отменяет факта сложных, итеративных отношений между ними, однако позволяет правильно расставить акценты, как теоретические, так и практические, подчеркивая более фундаментальную и всеобъемлющую природу социального капитала, непосредственно вытекающего из закономерностей социального взаимодействия и развивающегося безотносительно к целенаправленным управленческим усилиям по формированию единой корпоративной культуры. В статье представлены результаты анализа различных исследований социального капитала в России и за рубежом, характеризующих уровень генерализованного доверия в России как низкий и отмечающих разнонаправленную динамику между разными типами социального капитала, что не свойственно для развитых стран. Данные различия интерпретируются с точки зрения различий типов социальных отношений, лежащих в основе социального капитала: аффилиации, иерархии и обмена. С этой позиции высокий уровень декларируемого институционального доверия (с известной степенью допущения) можно интерпретировать как проявление рационального (“калькуляционного”) механизма конструирования общественного социального капитала в современном российском обществе. Сделан вывод о недостаточном учете в исследованиях зарубежных ученых социальной, культурной и духовной составляющих.
Проведен анализ проблем, оказывающих негативное воздействие на современное российское общество в процессе формирования социального капитала на микро-, мезо- и макроуровнях, среди которых — отсутствие социального единства и распространение российского варианта индивидуализма, связанного с тяжелыми проблемами выживания и повышающего уровень межличностного и институционального недоверия.
Об авторе
О. А. ИгумновРоссия
Игумнов Олег Александрович, канд. педагогических наук,доц. кафедры экономической теории и менеджмента
просп. Вернадского, д. 88, каб. 505, г. Москва, 119571
Список литературы
1. Актуализированные ценности современного российского общества / Отв. ред. И.А. Халий. М., 2015.
2. Алмакаева А.М., Волченко О.В. Динамика социального капитала в России // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 4. С. 273–292.
3. Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций / Отв. ред. О.В. Аксенова. М., 2017.
4. Беляева Л.А. Социальный капитал в России и проблемы предпринимательской деятельности // Философские науки. 2016. № 10. С. 91–106.
5. Бинюкова И.С. Социальный капитал России: проблемы и перспективы развития (социально-философский анализ). Новосибирск, 2014.
6. Бондарь Е.А. Социальный капитал в России и на Западе: сравнительный социально-философский анализ: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Ростовн/Д., 2012.
7. Васянин М.С. Ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе: Дисс. … канд. соц. наук. Пенза, 2013.
8. Дискин И.Е. Российская модель социальной трансформации // Pro et Contra. 1999. № 3. С. 5–40.
9. Дискин И.Е. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 5–6. С.14–20.
10. Епанчинцев А.О. Социальный капитал в западных и российских социокультурных системах: Дисс. … канд. соц. наук. Ростов-н/Д., 2005.
11. Зеленев И.А., Прохода В.А. Доверие и уровень образования жителей европейских стран и России // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 109–117.
12. Иванов В.В. и др. Формирование социального капитала в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 3–16.
13. Институциональное доверие // Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4
14. Кобелева Х.А. Проблема формирования социального капитала в современной России // Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. 2015. № 3. С. 75–77.
15. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности и социальный капитал социальноэкономического развития // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010. № 1. С. 17–34.
16. Отношение к странам // Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/indikatory/otnoshenie-k-stranam (по состоянию на май 2019). Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996.
17. Петухов В.В. Общественная и политическая активность россиян: характер и основные тенденции // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 5–6 (67–68). С. 4–13.
18. Ромченко Е.Д. Базовые принципы китайской деловой культуры // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3. С. 242–247.
19. Свердликова Е.А., Тагибова А.А. Российская модель экономики и бизнеса в сравнении с западными и восточно-азиатскими (“конфуцианскими”) моделями // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 4. С. 1–19.
20. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния: Научный семинар // Фонд “Либеральная миссия”. 20.05.2011. URL: http://www.liberal.ru/articles/5265
21. Старикова Е.П. Структура и развитие социального капитала в современномроссийскомобществе: Автореф.дисс. …канд.филос.наук.Красноярск, 2015.
22. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. М., 2009.
23. Татарко А.Н., Миронова А.А., Чувашов С.В. Влияние культурного многообразия на социальный капитал в российском контексте // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 47–62.
24. Титов В.Н. Распределение социального капитала как условие модернизации российского общества // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 89–100.
25. Фомичева Т.В. Трансформация социокультурных ценностей в российском обществе // Социальная политика и социология. 2016. № 5. С. 148–156.
26. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
Рецензия
Для цитирования:
Игумнов О.А. Внешние факторы формирования социального капитала российских организаций. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(3):149-172. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-149-172
For citation:
Igumnov O.A. Russian organizations social capital formation external factors. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(3):149-172. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-149-172