Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Манипуляции сознанием в процессе реформирования образования и науки в России

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-48-75

Полный текст:

Аннотация

Техника и приемы манипуляций массовым сознанием привлекли пристальное внимание ученых во второй половине прошлого века, хотя практика подобных форм воздействия на массовую аудиторию восходит едва ли не к самым ранним этапам развития человечества. Паралогизмы как способ риторического воздействия на слушателя в деталях описал Аристотель, посвящавший своих учеников в таинства разоблачения ложной аргументации и прочих манипулятивных приемов работы оратора с аудиторией. Современные манипуляторы активно используют и древние, и более новые приемы воздействия на массовое сознание. Их описывали и разоблачали ученые разных специальностей: социологи, психологи, политологи, журналисты. В предлагаемой работе автор демонстрирует, как с помощью использования древних архетипов коллективного бессознательного, а также новых манипулятивных практик, изобретенных для беспрепятственной реализации товаров и услуг, гарантирующих поучение сверх прибылей, крупный капитал добивается изменения ценностных ориентиров в обществе, после чего проводится реформирование различных общественных институтов. Реформы отвечают интересам финансово-промышленного капитала, позволяя контролировать не только кошельки, но и умы большинства населения страны, сокращая права и социальные привилегии наемных работников. СМ К, основные манипуляторы сознанием, убеждают большие социальные группы людей голосовать против собственных интересов. Результатом проведенных реформ становится изменение облика культурной элиты и разделение общества на несколько социальных групп, интересы которых противоречат друг другу. Серьезным подспорьем манипуляторов в достижении их целей становится цифровизация всех сторон общественной и культурной жизни.

Об авторе

Е. Н. Корнилова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Корнилова Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики.
ул. Моховая, д. 9, стр. 1, Москва, 125009.



Список литературы

1. Analiticheskaya zapiska NATO ob obrazovanii v SSSR 1959 g. [NATO analytical note on education in the USSR in 1959]. URL: https://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ (accessed: 12.12.2019) (in Russian).

2. Antonyan Yu.M. Arhetip trikstera i ego kriminologicheskoe znachenie [The archetype of trickster and its criminological significance] // Yuridicheskaya psihologiya. 2008. N 3 (in Russian).

3. Bahtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. M., 1986 (in Russian).

4. Chernyih A. FANO — razognat, finansirovanie — uvelichit, vernut vse kak byilo do perestroyki [FANO — to disperse, financing — to increase, to return everything as it was before perestroika] // Kommersant. 2017. 25 sent. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3421421 (in Russian).

5. Drugim nauka [experience for other] // Vremya novostey. 2010. 06.10. N 182. URL: http://www.vremya.ru/2010/182/51/262307.html (accessed: 24.12.2019) (in Russian).

6. EGE protiv tvorchestva: pochemu glava RAN predlozhil otmenit gosekzamen [Unified state exam against creativity: why the head of the RAS proposed to abolish the state exam] // Komsomolskaya Pravda. 2018. 04 apr. URL: https://www.kp.ru/daily/26814/3850823 (in Russian).

7. EGE: “za” i “protiv” [Unified state exam: Pros and Cons]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=giQFsIVHAYQ (in Russian). https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-andrei-fursenko.html (дата обращения: 16.12.2019) (in Russian).

8. Evsyukova I. Rektor MGU: “My zamenili fundamental'noe obrazovanie kompetenciyami” [Rector of Moscow State University: “We have replaced fundamental education with competencies”]. URL: https://chr.aif.ru/voronezh/people/rektor_mgu_my_zamenili_fundamentalnoe_obrazovanie_kompetenciyami (in Russian).

9. Gordin Ya. Myatezh reformatorov. 14 dekabrya 1825 goda [The rebellion of the reformers. December 14, 1825]. L., 1989 (in Russian).

10. Gordin Ya. Myatezh reformatorov. Posle myatezha [The rebellion of the reformers. After the rebellion.]. M., 1997 (in Russian).

11. Gryadut globalnyie izmeneniya v srednem i vyisshem obrazovanii [Global changes in secondary and higher education are coming]. URL: https://zen.yandex.ru/media/obrmos_2/griadut-globalnye-izmeneniia-v-srednem-i-vysshem-obrazovanii-5dfa043dfe289100b095022f?fbclid=IwAR3xbnM44az5cqeneUphUoCJdZi61kF8j7WGy-mUo6WHi2olep3DDkyFAV0 (accessed: 17.12.2019) (in Russian).

12. Gulyiga A. Mif kak filosofskaya problema [Myth as a philosophical problem] // Antichnaya kultura i sovremennaya. M., 1985 (in Russian). https://www.youtube.com/watch?v=FjGl86UCa30 (in Russian).

13. Kara-Murza S.G. Manipulyatsiya soznaniem [Consciousness manipulation]. M., 2005 (in Russian).

14. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskih form [Philosophy of symbolic forms]: V 3 t. M.; SPb., 2002 (in Russian).

15. Kitayskie shkolniki samyie umnyie v mire. Rossiyskie ne voshli v top-20 [Chinese students are the smartest in the world. Russian did not enter the top 20]. URL: obrmos.ru/go/go_scc (accessed: 29.01.2020) (in Russian).

16. Koynova G.N. Nesterova O.Yu. obrazovanie kak tvorchestvo samosoznaniya (F. Nitsshe ob obrazovanii: sovremennyie razmyishleniya) [Education as a creative work of self-awareness (F. Nietzsche on education: modern thinking)] // Izvestiya Tomskogo universiteta. 2007. T. 311. N 7 (in Russian).

17. Kornilova E.N. Ritorika — iskusstvo ubezhdat. svoeobrazie publitsistiki antichnogo mira [Rhetoric is the art of persuading. The originality of journalism in the ancient world] M., 2009 (in Russian).

18. Kuleshov R.N. Trikster: topos marginalnosti i vyihod za predelyi [Trickster: the topos of marginality and going beyond] // Grani. naukovo-teoretichniy i gromadsko-polItichniy almanah. 2008. n 2 (58) (in Russian).

19. Mamardashvili M. Soznanie i tsivilizatsiya [Consciousness and civilization]. SPb., 2010 (in Russian).

20. McLuhan M. Myth and mass media // Daedalus. 1959. Vol. 88. N 2.

21. Meditsinskiy internatsional [Medical International]. URL: https://www.fleming.pro/2015/09/meditsinskij-internatsional/ (in Russian).

22. Minobrnauki pomenyaet pravila raspredeleniya byudzhetnyih mest v vuzah [The Ministry of education and science will change the rules for the distribution of budget places in universities]. URL: https://mel.fm/novosti/7906123-minobrnauki-pomenyayet-pravila-raspredeleniya-byudzhetnykh-mest?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=putin-pokritikovali-vot (in Russian).

23. Natsionalnyiy proekt “Nauka” [The National project “Science”]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events/ (in Russian).

24. Nietzsche F. Uchitsya u Zaratustryi [F. Nietzsche's Zarathustra learns from]. M., 2017 (in Russian).

25. Ortega y Gasset J .Vosstanie mass [Rise of the masses]. M., 2005 (in Russian).

26. Osipova N.G., Chelischev V.I. Sotsialnyie mehanizmyi i tehnologii manipulyativnogo upravleniya lichnost [Social mechanisms and technologies of manipulative management of the person] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2016. N 4. URL: https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/227/208 (in Russian).

27. Otkryitoe pismo prezidentu Rossiyskoy Federatsii V.V. Putinu [An open letter to the President of the Russian Federation V.V. Putin] // Kommersant'. 2017. 27 dek. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3509262 (in Russian).

28. Otkrytoe pis'mo Uchenogo soveta Instituta filosofii RAN [Open letter of the Academic Council of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of sciences]. URL: https://iphras.ru/06_02_2020.htm (in Russian).

29. Press-konferentsiya: M.M. Kotyukov i A.M. Sergeev obsudili itogi realizatsii natsionalnyih proektov “Nauka” i “Obrazovanie” v 2019 g. [Press conference: M.M. Kotyukov and A.M. Sergeev discussed the results of the implementation of the national projects “Science” and “Education” in 2019]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2337 (in Russian).

30. Radin P. Trikster. Issledovanie mifov severoamerikanskih indeytsev s kommentariyami K.G. Yunga i K.K. Kereni [Trickster. A study of the myths of the north American Indians with the comments of K.G. Jung and K.K. Kerenyi]. SPb., 1999 (in Russian).

31. Sadovnichij privel ocherednoj argument v zashchitu fundamental'nogo obrazovaniya [Sadovnichy brought another argument in defense of fundamental education]. URL: https://www.msu.ru/press/federalpress/sadovnichiy_privel_ocherednoy_argument_v_zashchitu_fundamentalnogo_obrazovaniya.html (in Russian).

32. Sadyikova R. Reforma RAN priznana provalnoy: FANO rasshiryaetsya, institutyi vyiselyayut [Reform of the Russian Academy of Sciences is recognized as a failure: FANO is expanding, institutions are being evicted] // Moskovskiy komsomolets. 2017. 23 fevr. URL: https://www.mk.ru/science/2017/02/23/reforma-ran-priznana-provalnoy-fano-rasshiryaetsya-instituty-vyselyayut.html (in Russian).

33. Samoylova V.E. Problema opredeleniya trikstera [The problem of determining trickster] // Kazanskaya nauka. 2012. n 9 (in Russian).

34. Sharyigin I.F. O reforme obrazovaniya, korruptsii i geometrii [On the reform of education, corruption and geometry] // Nezavisimaya gazeta. 2001. Yanv. URL: Mathematicaleducation_I.F.sharygin.html (accessed: 06.01.2020) (in Russian).

35. Shevkin A.V. Obraschenie k ministru prosvescheniya O.Yu. Vasilevoy po povodu novogo standarta po matematike. URL: http://www.shevkin.ru/novosti/obrashhenie-k-ministru-obrazovaniya-o-yu-vasilevoj-po-povodu-novogo-standarta-po-matematike/ (in Russian).

36. Shiller G. Manipulyatoryi soznaniem [Manipulators of consciousness]. M., 1980 (in Russian).

37. Sovet po russkomu yazyiku 2019 [Russian language council 2019]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AjHF5shWjke&fbclid=lwAR08LZU-ezoUfmbPp9kRoKaRoDuMntgd_3DticpsvlC84whXtYub6qxn_q (in Russian).

38. Surkov V. Krizis litsemeriya. “I hear America singing” [The crisis of hypocrisy. “I hear America singing”]. URL: https://ru.rt.com/9kv4 (in Russian).

39. Tsifrovyie mehanizmyi upravleniya i samoorganizatsii nauchnogo soobschestva kak neobhodimyie usloviya nauchno-tehnologicheskogo proryiva [Digital mechanisms of management and self-organization of the scientific community as necessary conditions for a scientific and technological breakthrough]. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/okonchaniya-oprosa-budushem-rossiiskoi-nauki-28-11-2019.htm (in Russian).

40. Yakovleva Ye.L. Igra kak motivatsiya ideystviye v korruptsionnom sotsial'nom [The game as a motivation and action in a corrupt social] // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 2015. N 4 (in Russian).

41. Zayavlenie Uchenogo soveta Instituta mirovoj literatury im. A.M. Gor'kogo Rossijskoj akademii nauk po voprosu ocenki publikacionnoj rezul'tativnosti nauchnyh organizacij gumanitarnogo profilya [statement by the Academic Council of the Institute of World Literature named by A.M. Gorky of the Russian Academy of Sciences on the issue of evaluating the publication effectiveness of humanitarian research organizations]. URL: http://imli.ru/index.php/115-novosti-2020/4011-zayavlenie-uchenogo-soveta-instituta-mirovoj-literatury-im-a-m-gorkogo-rossijskoj-akademii-nauk-po-voprosu-otsenki-publikatsionnoj-rezultativnosti-nauchnykh-organizatsij-gumanitarnogo-profilya?fbclid=IwAR2twgi0LHPJWQ1vlPko7BrHDHFie-eom78pRvrUY29XeXM-w4R0XQvVjv8w (accessed: 11.02.2020) (in Russian).


Для цитирования:


Корнилова Е.Н. Манипуляции сознанием в процессе реформирования образования и науки в России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(4):48-75. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-48-75

For citation:


Kornilova E.N. Reforming education and science in Russia as manipulating with the mass consciousness. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(4):48-75. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-48-75

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)