Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск
Том 26, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 

7-34 248
Аннотация

В статье анализируются социальные трансформации, произошедшие в обществах конца ХХ — начала XXI в., связанные с процессом формирования радикализированного неравенства, которое вошло в социальную практику и теорию под наименованием “экономики для 1%”.
В статье показывается, что адекватное понимание этого нового типа социального неравенства возможно только при смене методологического подхода. Следует отказаться от конструктивистского подхода в пользу структурализма. Стуктуралистское прочтение социального неравенства позволяет рассматривать это новое неравенство как объективный социальный порядок, как социальную структуру нового типа общества, задающую жесткие рамки и определяющую возможности и условия жизни индивида.
Новое радикализированное неравенство порождает новый тип современного общества — биполярное общество, замещающее собой общества массового среднего класса второй половины ХХ в. Биполярное общество графически представляет собой пирамиду с узкой усеченной вершиной и широким социальным низом.
В статье рассматриваются механизмы формирования этого широкого социального низа и лежащие в их основе социальные процессы, а также предлагается социологическая концептуализация этого сложноструктурированного образования, каковым является новый низший класс, занявший осевое, центральное место (прежде занимаемое средним классом) в социальной структуре современных биполярных обществ.

35-47 217
Аннотация

Оформление социологии тела как самостоятельной научной дисциплины базируется на разработках представителей французской социальной антропологии. Проблематизация телесности в антропологии фактически начинается с категории “техники тела”. Данное понятие впервые введено в научный оборот французским антропологом и этнографом Марселем Моссом. Описанные им техники основываются на обширном этнографическом материале, на основании которого он формулирует две базовые классификации. Вслед за Моссом, категорию “техники тела” продолжает развивать его ученик Андре Леруа-Гуран и изучает телесность через призму инструментальности. В данной статье также представлены характеристика работы “Техники тела” французским этнологом К. Леви-Строссом и его общая оценка творчества М. Мосса с личными дополнениями и комментариями.
Как было указано, проблематизация “тела”, заложенная М. Моссом в антропологии, стала фундаментом для построения теорий, работающих с телесностью и в других дисциплинах. В настоящей работе показывается данный переход на междисциплинарный уровень. Он связан с фигурой французского философа, историка и социолога М. Фуко. Тело в его концепции рассматривается в качестве объекта власти. Продолжая традицию, заложенную его предшественниками в русле антропологии, Фуко выводит проблематику телесности на новый уровень, заложив основы социологии тела.
Показав, что тело — это не просто придаток, а полноценный и самостоятельный объект исследования, М. Мосс не только расширил предметное поле антропологии, включив туда телесность, но и открыл возможность развития данной категории для социологии, лингвистики, психологии, истории религии и других дисциплин.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

48-75 128
Аннотация

Техника и приемы манипуляций массовым сознанием привлекли пристальное внимание ученых во второй половине прошлого века, хотя практика подобных форм воздействия на массовую аудиторию восходит едва ли не к самым ранним этапам развития человечества. Паралогизмы как способ риторического воздействия на слушателя в деталях описал Аристотель, посвящавший своих учеников в таинства разоблачения ложной аргументации и прочих манипулятивных приемов работы оратора с аудиторией. Современные манипуляторы активно используют и древние, и более новые приемы воздействия на массовое сознание. Их описывали и разоблачали ученые разных специальностей: социологи, психологи, политологи, журналисты. В предлагаемой работе автор демонстрирует, как с помощью использования древних архетипов коллективного бессознательного, а также новых манипулятивных практик, изобретенных для беспрепятственной реализации товаров и услуг, гарантирующих поучение сверх прибылей, крупный капитал добивается изменения ценностных ориентиров в обществе, после чего проводится реформирование различных общественных институтов. Реформы отвечают интересам финансово-промышленного капитала, позволяя контролировать не только кошельки, но и умы большинства населения страны, сокращая права и социальные привилегии наемных работников. СМ К, основные манипуляторы сознанием, убеждают большие социальные группы людей голосовать против собственных интересов. Результатом проведенных реформ становится изменение облика культурной элиты и разделение общества на несколько социальных групп, интересы которых противоречат друг другу. Серьезным подспорьем манипуляторов в достижении их целей становится цифровизация всех сторон общественной и культурной жизни.

76-88 108
Аннотация

В данной статье рассматриваются различные возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка как иностранного иноязычной аудитории в Пизанском университете и приемы работы с современной виртуальной образовательной средой. Предлагается краткая характеристика современного образовательного окружения (и, шире, экосистемы), сложившегося под воздействием информатизации, компьютеризации и цифровизации общества в конце XX — начале XXI в. Иллюстрируется применяемая на практике модель “смешанного”, аудиторного и дистанционного обучения с использованием образовательной системы E-learning на базе Moodle. Особое внимание будет уделено методике работы с мультимедийным корпусом русского языка МУРКО для развития прагматической языковой компетенции и выработки адаптационных механизмов (напр., механизм “контекстуального фильтра”), помогающих адекватной реализации коммуникативных намерений на изучаемом языке в рамках любого социального сценария. В лингводидактике осознание необходимости изучения прагматики с использованием корпусных данных обусловлено тем, что оформления вербально-семантического и лингвокогнитивного уровней вторичной языковой личности недостаточно для формирования устойчивого коммуникативного навыка, а достичь третьего, высшего, прагматического уровня функционирования вторичной языковой личности, позволяющего реализовывать коммуникативно-деятельностные потребности, невозможно без погружения в среду изучаемого языка, в том числе искусственно воссозданную. В частности, будет продемонстрировано, как анализ микро-диалогов из корпуса МУРКО, иллюстрирующих побудительные речевые акты, позволяет не только описать элементы “расширенной” семантики повелительного наклонения в русском языке, но и выявить социопрагматические факторы его употребления.

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ 

89-117 156
Аннотация

В настоящей статье предпринимается попытка обобщить гуманитарные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам глобализации; проводится предварительная оценка последствий для институциональной среды, межкультурного и межъязыкового взаимодействия, отягощенного профессиональным компонентом. Цифровизация рассматривается при этом в качестве основного результата глобализационных процессов, реализующего “принцип оптимальности”. С опорой на результаты изысканий исследователей в области гуманитарного знания осуществляется контент-анализ различных видов институционального дискурса: маркетингового, политического и образовательного, на примере которых демонстрируются положительные и требующие осторожного применения результаты глобального поворота к цифре. В качестве “знакового” проявления последствий глобальной цифровизации, релевантного для межкультурного и межъязыкового общения, представлена гибридизация, реализуемая на различных уровнях языка. Критическому анализу подвергаются концепции, стратегии, социальные практики, способствующие дигилизации различных видов пространства: концепция “умного города” (англ. smart city), стратегии формирования имиджа, локусный брендинг, практики создания политической идентичности и другие. Особое внимание уделяется СМИ, при помощи которых осуществляется конструирование институционального пространства, формируется общественное мнение и оценка события или явления окружающей действительности. Рассматривается новый вид перевода — аудиовизуальный, оказывающий существенное влияние на рынок переводческих услуг. Последнее обусловлено возросшей ролью аудиовизуального контента, использование которого позволяет преодолевать географические пространства и консолидировать различные этносоциумы. Особое научное внимание уделяется тенденциям в образовательной сфере. От подходов к обучению во многом зависит насыщение электронной среды соответствующими материалами. Ориентир на формирование универсальной компетенции требует пересмотра профиля выпускника вуза, а также оценки потребностей рынков труда. Тотальная дигитализация требует формирования дискурсивных личностей, способных развивать институциональную виртуальную среду с учетом межкультурной и межъязыковой специфики. В заключении подчеркивается “многоликость” цифровизации как культурного феномена.

118-141 139
Аннотация

В статье анализируется медиаструктура российских городов-миллионников. Отдельное внимание уделяется контент-анализу содержания городских газет. Изучение медиасистемы с углубленным исследованием печатных изданий и их контента проводилось в соотнесенности с реальными особенностями и условиями развития мегаполисов, а именно с учетом статистических данных о составе населения, экономических, экологических, производственных, транспортных и других инфраструктурных показателях. Концепция исследования базировалась на современных подходах, свойственных урбанистике и социологии города, в рамках которых он рассматривается в комплексе территориально-поселенческих, управленческих, экономических, социально-демографических и социокультурных ракурсов. При этом в статье подчеркивается как особо важная информационно-коммуникационная составляющая функционирования современного города, особенно крупного. В ходе исследования были проанализированы содержание и коммуникативные особенности городских газет 13 городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Результаты показали, что система и содержательная структура прессы миллионников в целом соответствует специфике и роли мегаполисов в жизни страны, отражает функциональные и инфраструктурные особенности этого типа городов, хотя некоторые сферы жизни и проблемы миллионников, особенно экономические, экологические и социальные, недостаточно представлены в содержании газет. Но при этом есть основания говорить, что структура содержания отражает сферу не столько объективных потребностей аудитории, сколько ее интересов. Газеты стремятся скорее развлекать, чем привлекать внимание к решению важных насущных проблем. При этом недооцениваются возможности профессиональной журналистики у которой есть значительные ресурсы не только удерживать внимание читателей, но также поддерживать высокий уровень городской коммуникации, решать актуальные проблемы населения и первостепенные задачи, стоящие сегодня перед мегаполисами как драйверами в реализации национальных проектов.

СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОСТИ 

142-160 145
Аннотация

Статья посвящена анализу актуальной на сегодняшний день проблемы алкоголизма в российских семьях. Автор дает краткий экскурс в историю потребления алкоголя, развеивает миф о том, что русский народ на протяжении всего своего существования не знал меры в потреблении алкогольных напитков. В работе, с опорой на новейшие статистические данные, продемонстрировано, что несмотря на наметившиеся позитивные тренды в данной сфере уровень потребления алкоголя (особенно крепкого) в нашей стране еще очень высок и существенно превышает обозначенную экспертами ВОЗ условно безопасную норму. Это крайне негативно влияет на продолжительность жизни населения России, а особенно мужчин трудоспособного возраста. Однако, если ранее алкоголизм был преимущественно мужским, то сегодня данный вид аддикции становится гендерно-нейтральным. Женщины пьют наравне с мужчинами, что ведет к росту смертности от причин, связанных с алкоголем.
Особое внимание в статье уделяется проблемам семей, столкнувшихся в проблемой пьянства одного или нескольких своих членов. Подчеркивается, что наиболее уязвимыми в данной ситуации оказываются дети, которые в силу зависимости от взрослых не в состоянии изменить ситуацию и вынуждены жить в условиях постоянных конфликтов, стресса и жестокого обращения. Автор отмечает, что насилие, которому в алкогольных семьях подвергаются не только дети, но и другие члены семьи, явление далеко не редкое и крайне опасное.
В работе затронут вопрос влияния алкоголизма взрослых членов семьи на здоровье детей. Дети зависимых родителей нередко рождаются больными и отстают в физическом и психическом развитии. Далее это усугубляется воспитанием в атмосфере пьянства, которое приводит к тому, что подрастающее поколение воспринимает чрезмерное употребление алкоголя как норму, перенимает привычки родителей и также становится зависимым. Дети пьющих родителей также переживают множество сложности личностного и межличностного характера и склонны к аутоагрессивному поведению, нередко суицидального характера.
В завершении работы автор касается проблемы социального сиротства, возникающего из-за злоупотребления родителями алкоголем, а также его последствий.
Эмпирической базой работы являются данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы государственной статистики, Фонда общественное мнение и Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Статья будет интересна специалистам в области социологии семьи и здоровья, профилактики аддиктивного поведения, реабилитации лиц с зависимостями и студентам соответствующих специальностей.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ 

161-184 143
Аннотация

Статья содержит результаты анализа методологических подходов к формированию инструментов исследования организационного социального капитала. Автор выделяет теоретико-методологические проблемы, актуализирующие операционализацию и выбор измерительных процедур для исследования социального капитала в связи с повышением его роли в управлении организациями. В статье выделены минимальные требования к операционализации социального капитала, которые не реализуются в большинстве исследований. На основе анализа автором выделены дедуктивная (более классическая) и индуктивная методологические стратегии. Первая стратегия требует исходного чёткого определения социального капитала как объекта исследования и выявления его составных элементов. Вторая стратегия предполагает конструирование понятия социального капитала в результате обобщения эмпирических явлений.
Приведены результаты анализа нескольких обобщённых схем операционализации, предложенных различными исследователями (схемы «сверху-вниз» и «снизу-вверх). На основании анализа сделан вывод о преимуществах конструирования понятия социального капитала на основе эмпирического подхода по сравнению с теоретико-дедуктивным подходом, который, вместе с тем, ограничен предметом изучения. Попытки метаанализа социального капитала сводятся к изучению не столько содержания, сколько эффектов. В статье отмечена возрастающая роль цифровизации в формировании сетевых сообществ, трансформирующихся под воздействием новых информационно-коммуникационных структур, в диверсифицированный тип социальных объединений, которые радикально не меняют природу и содержание социального капитала.

СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИИ 

185-204 110
Аннотация

В развитии темы проводимых исследований и уже опубликованных работ1 в статье раскрывается особенность этносоциальных конфликтов на рынке труда в России (на примере г. Москвы). Анализируется состояние этно-социальных конфликтов на рынке труда с позиции социально-психологической парадигмы конфликтологии (Л.Козер, К. Райт, К. Лоренц, А. Харитонов и другие). Показано, что проблема межэтнической напряженности является достаточно актуальной для нынешней России.
В статье показано отношение местного населения г. Москвы к трудовым мигрантам (позитивные и негативные последствия миграции), отношение к динамике трудовой миграции, к случаям негативного отношения к трудовым мигрантам. Показаны частота, причины, сферы жизнедеятельности, в которых респондент был непосредственным участником, и способы их урегулирования.
Причины, которые разделяют людей разной национальностей. Приводится сравнительный анализ отношения к иммигрантам в России, Великобритании, Германии и Франции.

205-218 127
Аннотация

В статье рассматривается состояние сферы социальной работы с мигрантами в России и определяется проблемное поле через призму экспертных оценок и интервью с представителями органов власти, НКО, гражданских инициатив и деятелей науки. Основными трудностями, с которыми сталкиваются мигранты в процессе адаптации, являются оформление документов, доступ к информации, юридические и финансовые трудности, вопросы трудоустройства.
Анализ экспертных мнений позволил выделить основные меры социальной работы с мигрантами: повышение информационной осведомленности, правовой грамотности иностранных граждан, повышение уровня их правовой защищенности, улучшение доступа к услугам здравоохранения и образования, помощь в поиске жилья и трудоустройстве, повышение профессиональной квалификации и знания русского языка, истории и социально-культурных основ жизни российского общества.
На основании проведенных интервью были выделены рекомендации экспертов в области социальной работы с мигрантами и возможности применения унифицированных практик социальной работы, способных повысить эффективность системы социальной работы с мигрантами и их семьями в России. Полученные результаты определяют положительную роль некоммерческих организаций (национальные культурные организации по сохранению и развитию культур, Дома дружбы народов), которые помогают мигрантам быстрее и эффективнее адаптироваться и интегрироваться в принимающем сообществе.
Эксперты подчеркивают, что в сфере социальной работы как на государственном уровне, так и в работе некоммерческих организаций следует уделять больше внимания возможности применения унифицированных практик, которые могут повысить эффективность системы социальной работы с мигрантами и их семьями в России.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 

219-231 139
Аннотация

Представленное в данной статье повествование находится в плоскости весьма актуальной в рамках современной политологии сферы интересов — поиска “ключей” к эффективному государственному управлению, которое сегодня все больше переживает кризисы, не только в институциональных, но и в неинституциональных факторах, в частности, аксиологических. Вопрос, на который мы стараемся дать ответ, — играют ли ценности и идеология роль в стратегии развития современного государства, понимаемой как итог ключевого процесса государственной политики и управления — принятия решений, а также в ее реализации. При этом в качестве отправного мы принимаем тот факт, что ценности и идеология — пересекающиеся понятия: ценности — одна из составляющих идеологии, а идеологии направлены на формирование у людей, пожалуй, даже в первую очередь, ценностей. Для нахождения ответа на поставленный вопрос мы, прежде всего, проводим детальный анализ влияния ценностей и идеологии в принятии государственных решений (формировании государственной стратегии), т.е. на каждом уровне этого процесса — “лидерской субсистемы”, “сетевых ассоциаций элиты”, представительных органов власти и исполнительных органов власти. Затем мы рассматриваем, как ценности и идеология влияют на реализацию государственных решений, для которой необходима поддержка общества. Показав, что массовое сознание более всего откликается именно на ценностные параметры государственной стратегии, мы рассматриваем три способа приведения в соответствие ценностных оснований решений государства и ценностей общества. Затем, показав, что при трансляции от государства к обществу ценности, как правило, облекаются в форму той или иной идеологии, мы рассматриваем, почему в современной публичной политике роль идеологии, в ее классическом понимании, заметно снижается, но зато в ее современном, трансформированном понимании, напротив, увеличивается, а значит, государство и сегодня имеет мощный ресурс получения общественной поддержки для реализации своих стратегий. И, наконец, мы демонстрируем, что качества и весовое соотношение названных выше уровней формирования государственной стратегии определяют не только значение ценностей и идеологии в этом процессе, но и учет общественных ценностей в нем, а также реальную роль презентуемой затем государством обществу идеологии.

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА 

232-246 118
Аннотация

В статье рассмотрены характеристики городских общественных пространств, определена их роль в условиях глобальной трансформации системы социальных отношений. Неоднозначность оценки влияния глобализации на современные города обусловлена теоретическими и методологическими проблемами современной социологической урбанистики. Среди ученых не существует единого подхода к определению понятия городского общественного пространства, что обусловливает актуальность исследования его интерпретации и раскрытия сущностных свойств. Общественные пространства рассматриваются как связующий элемент между системным и социальным уровнями исследования городов, которые соответствуют уровням интеграции, выделяемых современным британским социологом Э. Гидденсом. В статье проанализированы классические и современные подходы к исследованию общественного пространства, выявлен ход эволюции социологической мысли в отношении формирования дифференциации типов пространств внутри городов. На основании анализа работ современных социологов и урбанистов были выявлены такие ключевые особенности общественных пространств, как открытость, социально-политическая нейтральность, символичность. Глобальные процессы и противоречия приводят к обострению проблемы присутствия в рамках общественных городских пространств категории “Других”, являющихся представителями различных слоев населения, с многообразием притязаний и интересов. Одним из последствий интенсивного развития цифровых технологий становится возможная ситуация “конкуренции за горожанина” между традиционными общественными пространствами и онлайн-сервиса-ми. Сформулированы предположения относительно будущих трансформаций социальных отношений в рамках общественных пространств в результате влияния пандемии короновируса COVID-19.

С РАБОЧЕГО СТОЛА СОЦИОЛОГА 

247-259 272
Аннотация

Социальные сети появились в жизни человечества сравнительно недавно, но уже стали неотъемлемой ее частью. Компании рассказывают о себе, своей деятельности, новинках, акциях и мероприятиях в своих профилях. Это помогает увеличить охват аудитории, больше рассказать о своем бренде, продуктах, услугах. У людей в личных аккаунтах появилась возможностью делиться своей жизнью и творчеством с помощью фотографий, видео и текстов. Теперь не обязательно получать высшее образование, чтобы стать оператором, режиссером или актером, чей талант признает общество. Достаточно завести страницу в социальной сети и начать делиться своими знаниями и творчеством.
Чтобы выяснить, зачем люди выкладывают фотографии, видео и пишут тексты в своих социальных сетях, было проведено пилотное социологическое исследование. Для проведения исследования был выбран метод глубинного интервью с активными пользователями социальных сетей. Интервью позволило получить уникальную информацию, узнать мнение пользователей о социальных сетях, влиянии нового способа коммуникации на их жизнь, выявить причины, по которым пользователи завели и ведут профили.
Респондентами стали 20 пользователей социальных сетей в возрасте с 19 до 22 лет. Опрошенные имеют профили в наиболее популярных сетях Instagram и Вконтакте. В результате анализа интервью была выявлена тенденция различия в восприятии пользователями своих действий в социальной сети и аналогичных действий других пользователей. Свой контент воспринимается ими как возможности быть на виду, как ресурс формирования своего социального статуса и элемент влияния на свою референтную группу. А тот же контент, опубликованный другими, воспринимается как хвастовство и понты.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)