Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Методология и инструментарий эмпирического исследования социального капитала организации: анализ теоретических подходов

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-161-184

Аннотация

Статья содержит результаты анализа методологических подходов к формированию инструментов исследования организационного социального капитала. Автор выделяет теоретико-методологические проблемы, актуализирующие операционализацию и выбор измерительных процедур для исследования социального капитала в связи с повышением его роли в управлении организациями. В статье выделены минимальные требования к операционализации социального капитала, которые не реализуются в большинстве исследований. На основе анализа автором выделены дедуктивная (более классическая) и индуктивная методологические стратегии. Первая стратегия требует исходного чёткого определения социального капитала как объекта исследования и выявления его составных элементов. Вторая стратегия предполагает конструирование понятия социального капитала в результате обобщения эмпирических явлений.
Приведены результаты анализа нескольких обобщённых схем операционализации, предложенных различными исследователями (схемы «сверху-вниз» и «снизу-вверх). На основании анализа сделан вывод о преимуществах конструирования понятия социального капитала на основе эмпирического подхода по сравнению с теоретико-дедуктивным подходом, который, вместе с тем, ограничен предметом изучения. Попытки метаанализа социального капитала сводятся к изучению не столько содержания, сколько эффектов. В статье отмечена возрастающая роль цифровизации в формировании сетевых сообществ, трансформирующихся под воздействием новых информационно-коммуникационных структур, в диверсифицированный тип социальных объединений, которые радикально не меняют природу и содержание социального капитала.

Об авторе

О. А. Игумнов
Московский педагогический государственный университет
Россия

Игумнов Олег Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и менеджмента.
просп. Вернадского, д. 88, каб. 505, Москва, 119571.



Список литературы

1. Aguirre J.L.L. Studying social capital in the new communitarian horizon: a multimethod research strategy // Handbook of Research on Methods and techniques for studying Virtual Communities: Paradigms and Phenomena / ed. by B.K. Daniel. Hershey; N.Y., 2011. P. 753-765.

2. Arrival and departure dynamics in social networks // WDSM. 2013. Proceedings of the 6th ACM International Conference on Web search and Data Mining, Rome, 2013. N.Y., 2013. P. 233-242.

3. Bakshy E., Eckles D., Yan R., Rosenn I. Social influence in social advertising: evidence from field experiments // Proceedings of the 13th ACM Conference on Electronic Commerce. Valencia, 2012. P. 146-161.

4. Bataeva E.V. Social'nye akcii i interakcii v virtual'nyh soobshhestvah [Social actions and interactions in virtual communities] // Sociologicheskij zhurnal. 2011. N 3. S. 50-70 (in Russian).

5. Blanchard A., Horan T. Virtual communities and social capital // Social Science Computer Review. 1998. Vol. 16. P. 293-307.

6. Burke M., Kraut R., Marlow C. Social capital on Facebook: differentiating uses and users // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing systems. Vancouver, 2011. P. 571-580.

7. Castells M. The rise of the network society. Malden, 2010.

8. Chapman C.N., Lahav M. International ethnographic observation of social networking sites // Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. N.Y., 2008. P. 3123-3128.

9. Chin A., Chignell M. Identifying communities in blogs: roles for social network analysis and survey instruments // International Journal of Web Based Communities. 2007. Vol. 3. P. 343-365.

10. Couch C.J. Information technologies and social order. N.Y., 2017.

11. Daniel B., Zapta-Rivera J.-D., McCalla G. A computational model of social capital in virtual communities // Handbook of Research on Methods and techniques for studying Virtual Communities: Paradigms and Phenomena / ed. by B.K. Daniel. Hershey; N.Y., 2011. P. 318-330.

12. Deth J.W., van. Measuring social capital: orthodoxies and continuing controversies // International Journal of social Research Methodology. 2003. Vol. 6. P. 79-92.

13. Dokuka S.V. Sovremennye podhody k izucheniju virtual'nyh soobshhestv [Modern approaches to the study of virtual communities] // Vestnik RGGU. Serija: Filosofija. Sociologija. Iskusstvovedenie. 2014. N 4. S. 125-137 (in Russian).

14. Fiske A.P. The four elementary forms of sociality: framework for a unified theory of social relations // Psychological Review. 1992. Vol. 99. P. 689-723.

15. From social data mining and analysis to prediction and community detection / Ed. by M. Kaya, O. Erdogan, J. Rokne. Cham, 2017.

16. Fuchs C. Internet and society: social theory in the information age. N.Y., 2007.

17. Gelfand M.J. Differences between tight and loose cultures: A 33-Nation study // Science. 2011. Vol. 332. P. 1100-1104.

18. Grootaert C., Narayan D., Jones V.N., Woolcock M. Measuring social capital: an integrated questionnaire // World Bank Working Paper. 2004. N 18.

19. Handbook of research on methods and techniques for studying virtual communities: paradigms and phenomena / ed. by B.K. Daniel. Hershey; N.Y., 2011.

20. Harlamov A.V., Bezrodnaya L.V., Poddyachaya E.A. Metody izucheniya social'nogo kapitala v internet-srede [Methods for studying social capital in the Internet environment] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2018. N 1. S. 42-47 (in Russian).

21. Harpham T., Grant E., Thomas E. Measuring social capital within health surveys: key issues // Health Policy and Planning. 2002. Vol. 17. P. 106-111.

22. Haslam N., Fiske A.P. Relational models theory: a confirmatory factor analysis // Personal Relationships. 1999. Vol. 6. P. 241-250.

23. Hercheui M.D. A literature review of virtual communities // Information, Communication & Society. 2011. Vol. 14. P. 1-23.

24. Konchakovskij R.V. setevoe internet-soobshhestvo kak sociokul'turnyj fenomen [The networked Internet community as a sociocultural phenomenon]. Avtoref. diss. . kand. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2010 (in Russian).

25. Lampe C. et al. Crowdsourcing civility: a natural experiment examining the effects of distributed moderation in online forums // Government Information Quarterly. 2014. Vol. 31. P. 317-326.

26. Li N., Wu D.D. Using text mining and sentiment analysis for online forums hotspot detection and forecast // Decision support systems. 2010. Vol. 48. P. 354-368.

27. Lochner K., Kawachi I., Kennedy B.P. Social capital: a guide to its measurement // Health & Place. 1999. Vol. 5. P. 259-270.

28. Narayan D., Cassidy M.F. A dimensional approach to measuring social capital: development and validation of a social capital inventory // Current sociology. 2001. Vol. 49 (2). P. 59-102.

29. Onyx J., Bullen P. Measuring social capital in five communities // The Journal of Applied Behavioral science. 2000. Vol. 36. P. 23-42.

30. Roden D. et al. Procedures for analyses of online communities // Journal of Computer-Mediated Communication. 2003. Vol. 8. DoI: 10.1111/j.1083-6101.2003.tb00219.x

31. Rojas H., Shah D.V., Friedland L.A. A communicative approach to social capital // Journal of Communication. 2011. Vol. 61. P. 689-712.

32. Social computing and virtual communities/ ed. by P. Zaphirs, C.S. Ang. Boca Raton, 2010.

33. Stam W., Arzlanian S., Elfring T. Social capital of entrepreneurs and small firm performance: a meta-analysis of contextual and methodological moderators // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. P. 152-173.

34. Stone W. Measuring social capital: toward a theoretically informed measurement framework for researching social capital in family and community life // Research Paper. 2001. N 24.

35. Tampubolon G. An overview of social networks // Social Computing and Virtual Communities / ed. by P. Zaphirs, C.S. Ang. Boca Raton, 2010. P. 21-36.

36. The psychology of social networking. Vol. 1. Personal experience in online communities / ed. by G. Riva, Wiederhold, P. Cipresso. Warshaw; Berlin, 2016.

37. Understanding and measuring social capital: a multidisciplinary tool for practitioners / ed. by C. Grootaert, T. van Bastelaer. Washington, 2002.

38. Wellman B., Gulia M. Net surfers don't ride alone: virtual communities as communities // networks in the Global Village / ed. by B. Wellman. Boulder, 1999. P. 331-366.

39. Wright K.B. Researching Internet-based populations: advantages and disadvantages of online survey research, online questionnaire authoring software packages, and web survey services // Journal of Computer-Mediated Communication. 2005. Vol. 10. DoI: 10.1111/j.1083-6101.2005.tb00259.x

40. Zhukova T.I., Korzheva Je.M. K probleme sociologizacii v virtual'nyh setevyh soobshhestvah [On the problem of sociologization in virtual network communities] // Trudy ISA RAN. 2008. T. 34. S. 45-59 (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Игумнов О.А. Методология и инструментарий эмпирического исследования социального капитала организации: анализ теоретических подходов. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(4):161-184. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-161-184

For citation:


Igumnov O.A. Methodology and tools for the organization's social capital empirical research: the theoretical approaches analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(4):161-184. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-161-184

Просмотров: 987


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)