Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Жизнь напоказ: почему сегодня важно выставлять свои действия в социальной сети

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-247-259

Аннотация

Социальные сети появились в жизни человечества сравнительно недавно, но уже стали неотъемлемой ее частью. Компании рассказывают о себе, своей деятельности, новинках, акциях и мероприятиях в своих профилях. Это помогает увеличить охват аудитории, больше рассказать о своем бренде, продуктах, услугах. У людей в личных аккаунтах появилась возможностью делиться своей жизнью и творчеством с помощью фотографий, видео и текстов. Теперь не обязательно получать высшее образование, чтобы стать оператором, режиссером или актером, чей талант признает общество. Достаточно завести страницу в социальной сети и начать делиться своими знаниями и творчеством.
Чтобы выяснить, зачем люди выкладывают фотографии, видео и пишут тексты в своих социальных сетях, было проведено пилотное социологическое исследование. Для проведения исследования был выбран метод глубинного интервью с активными пользователями социальных сетей. Интервью позволило получить уникальную информацию, узнать мнение пользователей о социальных сетях, влиянии нового способа коммуникации на их жизнь, выявить причины, по которым пользователи завели и ведут профили.
Респондентами стали 20 пользователей социальных сетей в возрасте с 19 до 22 лет. Опрошенные имеют профили в наиболее популярных сетях Instagram и Вконтакте. В результате анализа интервью была выявлена тенденция различия в восприятии пользователями своих действий в социальной сети и аналогичных действий других пользователей. Свой контент воспринимается ими как возможности быть на виду, как ресурс формирования своего социального статуса и элемент влияния на свою референтную группу. А тот же контент, опубликованный другими, воспринимается как хвастовство и понты.

Об авторах

А. Е. Старченко
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Россия

Старченко Алена Евгеньевна - аспирант (?) факультета биомедицинской техники.
2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, Москва, 105005.



М. В. Семина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Семина Марина Вячеславовна - кандидат социологических наук, доцент (?) кафедры управления человеческими ресурсами.
Мясницкая ул., 20, Москва, 101000.



Список литературы

1. Alekseev M.A. Socializaciya i formirovanie lichnosti [Socialization and personality formation] // Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo. 2014. N 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-formirovanie-lichnosti (data obrashcheniya: 01.03.2020) (in Russian).

2. Artishevskaya T.M. Psihologicheskij portret pol'zovatelya social'nymi setyami [Psychological portrait of a user of social networks] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2012. N 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-portret-polzovatelya-sotsialnymi-setyami (data obrashcheniya: 17.10.2019) (in Russian).

3. Belanovskij S.A. Glubokoe interv'yu: Uch. posob [Deep interview: Uch. manual.]. M., 2001 (in Russian).

4. Bubnov A.Yu., Dmitrieva O.V., Shapovalov V.L. Intensivnost' vovlechennosti rossiyan v internet-kommunikaciyu [The intensity of the involvement of Russians in Internet communication] // Monitoring. 2013. N 3 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intensivnost-vovlechennosti-rossiyan-v-internet-kommunikatsiyu (data obrashcheniya: 15.02.2020) (in Russian).

5. Burko R.A., Teryoshina T.V. Social'nye seti v sovremennom obshchestve [Social networks in modern society] // Molodoj uchenyj. 2014. N 7. C. 607-608. URL https://moluch.ru/archive/66/11009/ (in Russian).

6. Constantinides E, Lorenzo C., GomezM.A. Social media: a new frontier for retailers? // European Retail Research. 2008. N 3. P. 22.

7. Efimov E.G. Social'nye Internet-seti (metodologiya i praktika issledovaniya) [Social Internet networks (research methodology and practice)]. Volgograd, 2015 (in Russian).

8. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoj zhizni [Introducing oneself to others in everyday life]. M., 2000 (in Russian).

9. Hvylya-Olinter N.A. Internet-faktor v cennostnom razvitii molodezhi Rossii [The Internet factor in the value development of youth in Russia] // Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 2016. N 5 (maj). S. 104-109 (in Russian).

10. Kazhdomu vozrastu — svoi seti [Each age has its own networks] // Sajt Vserossijskogo centra izucheniya obshchestvennogo mneniya. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936 (data obrashcheniya: 29.11.2019) (in Russian).

11. Kononov N.V. Kod Durova. Real'naya istoriya “VKontakte” i ee sozdatelya [Durov's code. The real story of VKontakte and its creator]. M., 2012 (in Russian).

12. Kudryashov D.I. Administrator Instagram. Rukovodstvo po zarabotku [Instagram administrator. Earning Guide]. M., 2018 (in Russian).

13. Kuryach'eva M.M. K probleme social'nogo vzaimodejstviya molodezhi v social'nyh setyah [On the problem of social interaction of youth in social networks] // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. N 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sotsialnogo-vzaimodeystviya-molodezhi-v-sotsialnyh-setyah (data obrashcheniya: 01.04.2020) (in Russian).

14. Metal'nikova V.V. Soobshchestva v zhivom zhurnale: poisk “svoih” i samoidentifikaciya [Communities in a Live Journal: Searching for “Friends” and Self-identification] // Nauka televideniya. 2011. N 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soobschestva-v-zhivom-zhurnale-poisk-svoih-i-samoidentifikatsiya (data obrashcheniya: 01.02.2020) (in Russian).

15. N'yukom T.M. Social'no-psihologicheskaya teoriya: integraciya individual'nogo i social'nogo podhodov [Socio-psychological theory: integration of individual and social approaches] // Sovremennaya zarubezhnaya social''naya psihologiya. teksty / Pod red. G.M. Andreevoj, N.N. Bogomolovoj, L.A. Petrovskoj. M., 1984. S. 21-25 (in Russian).

16. Panchenko I.M. Social'nye seti kak novaya forma kommunikacii: pol'za ili opas-nost' dlya obshchestva? [Social networks as a new form of communication: benefit or danger for society?] // Sociologiya nauki i tekhnologij. 2018. n 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-novaya-forma-kommunikatsii-polza-ili-opasnost-dlya-obschestva (data obrashcheniya: 02.02.2020) (in Russian).

17. Patyukov S.V., Kovriga E.V. Social'naya set': ponyatie, istoriya vozniknoveniya, sovremennoe polozhenie del [Social network: concept, history of origin, current state of affairs] // Yunyj uchenyj. 2017. N 2. S. 5-77. URL https://moluch.ru/young/archive/11/873/ (data obrashcheniya: 15.02.2020) (in Russian).

18. Shcherbakova I.A. Institucializaciya social'nyh setej [Institutionalization of social networks] // Kommunikologiya: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. N 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsializatsiya-sotsialnyh-setey (data obrashcheniya: 01.11.2019) (in Russian).

19. Tekhnologichnaya issledovatel'skaya kompaniya Mediascope [Technological research company Mediascope]. URL: https://mediascope.net/data/ (data obrashcheniya: 12.11.2019) (in Russian).

20. Temnickij A.L. Uchebnoe issledovanie po empiricheskoj sociologii. Metodiches-koe ukazanie MGIMo(U) MID Rossii, kafedra sociologii [A case study in empirical sociology. Guidelines MGIMo (U) MFA of Russia, Department of Sociology]. M., 2003.

21. Tendencii monetizacii kontenta v Internete. Mediapotreblenie v Rossii — 2018 [Content monetization trends on the Internet. Media consumption in Russia - 2018]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (data obrashcheniya: 12.11.2019) (in Russian).

22. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa: ekonomicheskoe issledovanie institucii [Leisure Class Theory: An economic study of Institutions]. M., 1984 (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Старченко А.Е., Семина М.В. Жизнь напоказ: почему сегодня важно выставлять свои действия в социальной сети. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(4):247-259. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-247-259

For citation:


Starchenko A.E., Semina M.V. Life on display: why it is important to expose your actions on the social network. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(4):247-259. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-247-259

Просмотров: 2290


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)