Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: индуизм

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-132-156

Аннотация

В статье анализируются социальные аспекты индуизма как совокупности не только религиозных, но и мифологических, правовых и этических представлений, на базе которых во многом организована социальная жизнь индийского общества. Анализ исторического развития индуизма, проведенный автором, показывает, что, несмотря на отсутствие жесткой организационной структуры, он обладает внутренним единством на социальном, идейном и культовом уровнях. Объединяют индуизм в единое целое священные тексты и пантеон Богов, признаваемые практически всеми его течениями и школами, а также вера в карму — причинно-следственную связь между поступками индивида в прошлых воплощениях и его судьбой, характером, положением в обществе в нынешнем воплощении, и реинкарнацию. Краеугольным камнем как вероучения, так и социальной составляющей доктрины индуизма являются понятия сословий и каст, которыми обозначают обособленные группы, члены которых имеют общее профессиональное занятие, не вступают в браки с другими группами, и даже не делят с ними трапезы. Рассматривается иерархия сословий, зародившихся в Индии в ведический период, а также принципы, в первую очередь, профессиональные и региональные, формирования современных каст.

Автором анализируется набор религиозных предписаний и культовых практик, регулирующих повседневную жизнь индуистов, обрядовая сторона индуизма, связанная с наиболее значимыми событиями в жизни человека. Особое внимание уделяется новым практикам «искупительных обрядов», в числе которых аскеза, пост, различные способы умерщвления плоти, и «искупительных даров». Отмечается, что сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых и нравственных норм, общественных установлений и культурных феноменов. В данной связи индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя духовная практика.

Об авторе

Н. Г. Осипова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Осипова Надежда Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры современной социологии, декан социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234



Список литературы

1. Александер А.Д. Танцующие с Богами. Индийская энциклопедия. М., 2011.

2. Альбедиль М.Ф. Индуизм // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред.В.А. Тишков. М., 1998.

3. Арвон А. Буддизм. М., 2005.

4. Барт А. Религия Индии / Предисл. С. Трубецкого. М., 1897.

5. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000.

6. Вивекананда С. Карма Йога. Рига, б.г.

7. Гараджа В.И. Социология религии // Социологическая энциклопедия: В 2-х т. М., 2003. Т. 2.

8. Глушкова И.П. Ганеша [Культ Ганеши в Китае, Непале, Японии и Индонезии] // Азия и Африка сегодня. 1997. № 7.

9. Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь Запада и России // Восток. 1996. № 5.

10. Гринцер П. Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М., 1974.

11. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977.

12. Забияко А.П. Бхагавадгита // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006.

13. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянского. М., 1996.

14. Краснодембский В. Индуизм. Т. I. М.–Л., 1957. С. 263–281.

15. Кудрявский Д.Н. Исследования в области древнеиндийских домашних обрядов. Юрьев, 1904.

16. Леман Э. Индусы // Соссей П.Ш., де ла. Иллюстрированная история религий. Т. I. СПб., 1913. С. 8–124.

17. Мифы древней Индии: литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина М., 1975.

18. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1901.

19. Паевская Е. Литература древней Индии // Литература древнего Востока. М., 1972. С. 173–198.

20. Пахомов С.В. Упанишады // Религиоведение. Энциклопедический словарь.М., 2006.

21. Рабинович И.С. Сорок веков индийской литературы. Очерк истории. М., 1969.

22. Рамачарака [У. Аткиисон]. Пути достижения индийских йогов. СПб., 1913.

23. Рену Л. Индуизм. М., 2006.

24. Руднев В. По историческим и культовым местам Индии. Л., 1980.

25. Рыбаков Р. Индуизм — космическая дхарма // Наука и религия. 1997. № 6. С. 2–5.

26. Серебряков И. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971.

27. Сыркин А. К характеристике индуистского пантеона // Труды Тартуского государственного университета. 1973. Т. II. С. 148–188.

28. Таевский Д. Секты мира. Ростов н/Д., СПб., 2007.

29. Трубецкой Н. Религии Индии и христианство // На путях. Утверждение евразийцев. Прага, 1922.

30. Успенский П. Искание новой жизни: что такое йога. СПб., 1913.

31. Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие. Киев, 2000.

32. Эканатх Д. Духовные аспекты жизни ведического общества // Время великого синтеза: Религии. Науки. М., 1996.


Рецензия

Для цитирования:


Осипова Н.Г. Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: индуизм. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(1):131-155. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-132-156

For citation:


Osipova N.G. Social aspects of main religious doctrines: Hinduism. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(1):131-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-132-156

Просмотров: 1642


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)