Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Внутренние факторы формирования социального капитала российских организаций

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-263-278

Аннотация

В статье представлены результаты исследований внутренних факторов формирования социального капитала российских организаций. Данная проблема рассматривается с точки зрения предлагаемой автором концептуально-теоретической модели, понимающей социальный капитал как специфический управленческий ресурс, на формирование которого оказывают влияние совокупность внешних и внутренних факторов.

Автор отмечает определенную противоречивость проведенных исследований, в частности, неоднородность социальных групп, негативно влияющую на формирование организационного социального капитала в силу отсутствия общей склонности к просоциальному поведению.

Анализ структурного аспекта социального капитала с использованием данных о социальных сетях отражает в большей степени его реляционную составляющую, характеризуя социальные сети с точки зрения содержания и силы связей. В статье выделены типичные ограничения проведённых исследований (ограниченность показателей, неполнота охвата различных аспектов социального капитала, стремление рассматривать организационный социальный капитал как сумму индивидуальных капиталов, недостаточные размеры выборки), обусловливающие их фрагментарность и описательность.

Автором отмечена особая роль системы корпоративной социальной ответственности и социальной политики как фактора формирования социального капитала организации. В качестве фактора формирования социального капитала определена также и корпоративная культура, рассматриваемая как независимый и самостоятельный компонент функционирования  организации.

Об авторе

О. А. Игумнов
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Игумнов Олег Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и менеджмента

просп. Вернадского, д. 88, каб. 505, г. Москва, 119571



Список литературы

1. Алмакаева А.М., Волченко О.В. Динамика социального капитала в России // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 4. С. 283–284.

2. Аненко С.В. Формирование новой организационной культуры в современной России: социологический анализ: автореф. дисс. … канд. соц. наук. М., 2006.

3. Базалеев О.А. Социальный капитал как фактор управления. Дисс. … канд. соц. наук. Саратов, 2002.

4. Балезина Е.А., Булгакова Д.А. Влияние внутриорганизационного доверия на инновационные установки работников: социологический анализ на примере промышленных предприятий г. Перми // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. № 1. С. 388–394.

5. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Антонова О.А. Стимулирование развития социального капитала предприятия // Вестник Челябинского государственного управления. Экономические науки. 2016. № 2. С. 102–114.

6. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Антонова О.А., Бочкаева И.В. Теоретико-методологические основы социального капитала организации. Екатеринбург, 2011.

7. Бондаренко В.А., Сулименко О.В. «Человеческий» и «социальный» капитал: особенности вывоза из России // Концепт. 2015. № 24. URL: http://e-koncept.ru/2015/75299.htm

8. Галезник И.А., Черненко И.М., Кельчевская Н.Р. Неформальные отношения на рынке труда и их влияние на доверие работников и их удовлетворенность работой // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 33–1. С. 165–176.

9. Германов И.А., Плотникова Е.Б., Булгакова Д.А. Структурный социальный капитал работников российских промышленных предприятий: опыт эмпирической оценки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 1. С. 135–145.

10. Давыденко В.А., Тарасова А.Н., Зыков В.В. Предпринимательские сети и социальный капитал в российских бизнес-организациях (на примере эмпирических исследований фирм малого и среднего бизнеса в Уральском федеральном округе) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 171–176.

11. Демчук Д.Б. Измерение когнитивного социального капитала в организации: подходы и методы // Социальная и экономическая психология. 2017. № 2. С. 165–184.

12. Зродников А.В. Механизмы формирования, воспроизводства и изменения организационной культуры: социологический аспект: автореф. дисс. … канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2007.

13. Игумнов О.А. Теоретические аспекты генезиса концепции корпоративной социальной ответственности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 7(126). С. 74–83.

14. Каравай А.В. Социальный капитал российских рабочих и их установки в отношении его накопления // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 3. С. 1–15.

15. Кондратьева Е.В. Типы социального капитала и экономическое благосостояние: оценки для России // Мир экономики и управления. 2018. № 4. С. 42–54.

16. Ланцман А.В. Социальный капитал как фактор повышения эффективности управленческой деятельности. Дисс. … канд. экон. наук. М., 2007.

17. Литвина С.А., Шрайбер Н.Ю. Опыт трансформации организационной культуры на основе систематических исследований // Психология в экономике и управлении. 2016. № 1–2. С. 25–35.

18. Лысиков М.В. Формирование репрезентативной организационной культуры: социологический анализ: дисс. … канд. соц. наук. Саратов, 2011.

19. Олимпиева И.Б., Кондаков А.А., Ежова Л.В., Слободской А.Л. Социальный капитал: аналитические подходы и возможности измерения на уровне организации // Петербургская социология сегодня. 2014. № 1–1. С. 10–41.

20. Плотникова Е.Б., Германов И.А. Роль социального капитала в формировании управленческой активности трудового поведения // Вестник Тюменского государственного университета. 2018. № 3. С. 43–58.

21. Полякова О.В. Формирование и реализация социального капитала в российской экономике. Автореф. дисс. … канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2013.

22. Салихов Б.В., Лунева Е.В. Социальный капитал как фактор инновационного развития предприятия: Монография. М., 2011.

23. Сидорина Т.Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия // Журнал исследований социальной политики. 2007.№ 3. С. 319–334.

24. Тарасова А.Н., Андрианова Е.В. Проблема доверия в отношениях «работодатель — работник» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 647. URL: www.scienceeducation.ru/111-10358

25. Халикова Л.В. Доверие как социальный фактор развития малого предпринимательства: автореф. дисс. … канд. соц. наук. Казань, 2008.

26. Ященко Г.В. Корпоративная культура во внутриорганизационном социальном управлении: автореф. дисс. … канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Игумнов О.А. Внутренние факторы формирования социального капитала российских организаций. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(1):263-278. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-263-278

For citation:


Igumnov O.A. Russian organizations social capital formation internal factors. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(1):263-278. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-263-278

Просмотров: 1135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)