Научно-исследовательская деятельность аспирантов вузов России: проблемы и пути решения
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-63-80
Аннотация
В настоящее время обозначен новый этап реформирования аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Все принимаемые государством меры направлены на увеличение числа защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по окончанию аспирантуры. Однако процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации, неуклонно снижается каждый год. Цель исследования — выявить проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России и предложить пути их решения. Для сбора данных использованы следующие методы: анализ официальных документов, онлайн-анкетирование и свободное интервью. В анкетировании приняло участие 386 аспирантов из 42 вузов России. В результате исследования выявлены основные проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России: низкая результативность аспирантуры (в 2019 г. только 10,5% выпускников аспирантуры защитили диссертации); нехватка необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических и т.п.) для проведения эмпирического исследования, эксперимента, особенно эта проблема актуальна для представителей технических специальностей; низкая публикационная активность аспирантов; недостаточное сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны научного руководителя, выпускающей кафедры и других структур вуза; необходимость совмещать работу с аспирантурой; недостаточный уровень финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны государства и вуза; недостаток у аспирантов необходимых знаний, умений и навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности и написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; проблемы в организации образовательного процесса в аспирантуре. По результатам проведенного исследования сделаны предложения, которые могут способствовать решению выявленных проблем в сфере отбора аспирантов, развития образовательного компонента программ аспирантуры, государственной итоговой аттестации, публикационной активности и финансовой поддержки аспирантов.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Е. ЗерчаниноваРоссия
Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой регионального и муниципального управления
ул. 8 Марта, д. 66, г. Екатеринбург, 620144
И. С. Алаторцева
Россия
Алаторцева Ирина Сергеевна, ст. преподаватель кафедры регионального и муниципального управления
ул. 8 Марта, д. 66, г. Екатеринбург, 620144
Список литературы
1. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы “Академическая магистратура — аспирантура” // Высшее образование в России. 2016. № 5.
2. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3.
3. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3.
4. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Институт образования. М., 2017.
5. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 2.
6. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7.
7. Ершова И.В., Тарасенко О.А. Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования // Lex Russica. 2017. № 7.
8. Красинская Л.Ф., КлимоваА.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к нимготовыаспирантыи их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. № 3.
9. Лягушкина Е.А. Сравнительный анализ действующей модели аспирантуры и проекта концепции “диссертантура” // Образовательные технологии. 2016. № 4.
10. Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 2.
11. Мироненко Е.С. Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта // Вопросы территориального развития. 2017. № 2.
12. О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618-7 (дата обращения: 21.01.2021).
13. Паспорт национального проекта “Наука”. URL: http://static.government.ru/media/Sles/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
14. Подготовка научных кадров в аспирантуре. URL: https://issek.hse.ru/news/426486360.html (дата обращения: 20.01.2021).
15. Санникова Л.В. Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4.
16. Сенашенко В., Сенаторова Н. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58–66.
17. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. № 3.
18. Третья ступень. Интервью главы ВАКа об аспирантуре. URL: https://tass.ru/lyudi-i-veschi/6821282 (дата обращения: 24.12.2020).
19. Фрумин И. Аспирантам некогда заниматься наукой, и в этом кроется главная опасность. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/opinion/16085-isak_frumin_aspirantam_nekogda_zanimatsya_naukoy_i_v_etom_kroetsya_glavnaya_opasnost (дата обращения: 22.01.2021).
20. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12
Рецензия
Для цитирования:
Зерчанинова Т.Е., Алаторцева И.С. Научно-исследовательская деятельность аспирантов вузов России: проблемы и пути решения. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(3):63-80. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-63-80
For citation:
Zerchaninova T.E., Alatorceva I.S. Research activities of graduate students of Russian universities: problems and solutions. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2021;27(3):63-80. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-63-80