ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Настоящая статья посвящена анализу одного из важнейших и всегда актуальных социальных феноменов — социального неравенства, которое рассматривается сквозь призму молодежных представлений о формах его проявления и особенностях. Авторами представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление отношения современной российской молодежи к проблеме социального неравенства в целом, а также диверсификации его форм в современном мире и в России. Исследование было проведено в 2020 г. сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством доктора социологических наук, профессора Н.Г. Осиповой и доктора социологических наук, профессора С.О. Елишева при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта№ 18-011-01106 “Новые формы социального неравенства и особенности их проявления в современной России”. В ходе проведения исследования летом 2020 г. методом анкетного опроса в онлайн-формате было опрошено 628 молодых людей (в возрасте от 16 до 30 лет) из разных регионов России. Распределение респондентов по полу и роду занятий соответствует параметрам выпускников гуманитарных вузов. 28% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 72% — женского. 9% опрошенных составили молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет, 24,84% — от 16 до 19 лет, 12,26% — от 25 до 30 лет. Методика исследования, в основе которой лежит анкета, была во многом аналогична методике, использованной авторами в 2019 г. для анализа ценностных ориентаций и представлений студенческой молодежи московских вузов. Эта методика была дополнена новыми блоками вопросов, связанных с особенностями и спецификой проявления в России таких относительно новых форм социального неравенства, как неравенство цифровое и неравенство в отношении здоровья. Вопросы, на которые были полученыответы, носили как общий, так и частный характер и в целомотражали ключевыетрендыотношениймолодежи к проблеме социального неравенства в условиях во всех отношениях сложной социальной ситуации, сложившейся в 2020 г. Детальный анализ ответов на вопросы, представленный в анкете, показал, что, хотя социальное неравенство и признается современной российской молодежью в качестве актуальной социальной проблемы, но не занимает ключевого места в ряду злободневных для российской молодежи проблем.
В статье рассматриваются особенности восприятия территориальной идентичности и статуса региона жителями Калининградской области. Особое внимание уделено 2016–2020 гг. как периоду, для которого характерна геополитическая нестабильность и милитаризация в регионе Балтийского моря. Исследовательский метод — массовые опросы жителей Калининградской области с последующим статистическим анализом данных. В качестве предиктора были использованы идеологические типы респондентов, рассчитанные в соответствии с методикой Д. Нолана (D. Nolan). На этой основе были сформулированы две основные (H1 и H2) и две частные гипотезы: либерал-демократы выступают за наделение области особым экономическим статусом (H1а) и в большей степени ощущают себя жителями Европы и планеты Земля (H2а); социал-этатисты хотели бы видеть регион обычной областью (H1b), их идентификация имеет выраженный пророссийский характер (H2b). В результате установлено, что среди жителей Калининградской области абсолютными доминантами остаются пророссийские варианты идентификации, происходит отдаление от еврокосмополитичных категорий. Наиболее привлекательным статусом для региона большинство жителей назвали область с особым экономическим положением в составе Российской Федерации. Идеологический тип в целом не оказал значимого влияния на оценку территориальной идентичности и восприятие административного статуса региона. Первая гипотеза не нашла подтверждения: лишь либерал-демократы предпочитают делать выбор в пользу обычной области (остальные — в пользу области с особым экономическим статусом). Вторая гипотеза подтвердилась частично: социал-демократы и социал-этатисты рассматривают себя преимущественно жителями того города или села, где сейчас проживают; либерал-демократы и либерал-этатисты определяют себя в большей степени как граждан мира, жителей планеты Земля.
В настоящее время обозначен новый этап реформирования аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Все принимаемые государством меры направлены на увеличение числа защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по окончанию аспирантуры. Однако процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации, неуклонно снижается каждый год. Цель исследования — выявить проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России и предложить пути их решения. Для сбора данных использованы следующие методы: анализ официальных документов, онлайн-анкетирование и свободное интервью. В анкетировании приняло участие 386 аспирантов из 42 вузов России. В результате исследования выявлены основные проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России: низкая результативность аспирантуры (в 2019 г. только 10,5% выпускников аспирантуры защитили диссертации); нехватка необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических и т.п.) для проведения эмпирического исследования, эксперимента, особенно эта проблема актуальна для представителей технических специальностей; низкая публикационная активность аспирантов; недостаточное сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны научного руководителя, выпускающей кафедры и других структур вуза; необходимость совмещать работу с аспирантурой; недостаточный уровень финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны государства и вуза; недостаток у аспирантов необходимых знаний, умений и навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности и написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; проблемы в организации образовательного процесса в аспирантуре. По результатам проведенного исследования сделаны предложения, которые могут способствовать решению выявленных проблем в сфере отбора аспирантов, развития образовательного компонента программ аспирантуры, государственной итоговой аттестации, публикационной активности и финансовой поддержки аспирантов.
Согласно подавляющему большинству исследований здоровье как ценность занимает лидирующие позиции в системе жизненных ценностей населения. Здоровье является основанием, на котором базируется счастливая жизнь и самореализация индивида, а его нехватка налагает серьезные ограничения на возможности индивидуального и социального функционирования. В условиях пандемии COVID-19, когда все население мира столкнулось с тем, что собственное здоровье и здоровье близких оказалось под угрозой, задумываться о ценности здоровья и жизни стали еще больше. Сегодня в России можно наблюдать противоречие между высокой значимостью здоровья на уровне ценностного сознания и реальным поведением по его сохранению. Уровень информированности населения о различных сторонах своего собственного здоровья и здоровом образе жизни низок, а в повседневной практике сформировалась скорее культура нездоровья, нежели здоровья. Население недооценивает значимость поведенческих факторов риска, особенно это касается той его части, образ жизни которой далек от здорового. В статье на базе анализа литературы и новейших статистических данных предпринята попытка осмысления вышеописанного противоречия, анализируются его причины и последствия. Делается вывод о том, что формирование самосохранительной идеологии, воспитание культуры здоровья и “переформатирование” системы ценностей таким образом, чтобы ценность здоровья стала более реальной и воплощалась в определенных стратегиях здоровьесберегающего поведения, являются одними из самых главных задач, стоящих сегодня перед государством и обществом. Методологической основой работы является “Межрегиональное социолого-демографическое исследование ценностей семейно-детного образа жизни (СеДОЖ-2019)”, проведенное кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в 2018–2019 гг. и дополненное данными Фонда “Общественное мнение”, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Росстата и ВОЗ.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
В статье детально рассматриваются проблемы, связанные с развитием буддизма, который привнес в религию личностный аспект и воплотил идею о необходимости сострадания ко всем живым существам. Особое место занимает анализ нравственной и социальной составляющей данной религии. Буддизм рассматривается как протестное движение, зародившееся в Индии, и направленное против застывшего иерархизма, механической обрядовости и корыстолюбия брахманов. Эта религия поставила под сомнение брахманскую иерархию, апеллировал в первую очередь к воинам, царям и массе свободного населения. Буддистская община представляла собой братство нищенствующих монахов, которые не совершали никаких обрядов, а лишь примером своей жизни указывали людям путь к спасению. Буддизм — это также одно из радикальных реформистских учений не только в интеллектуальном, но и в социальном аспектах. Он призывал людей, прежде всего, к внутреннему совершенствованию, последней ступени которого можно достичь лишь благодаря доброте и доброжелательности ко всем живым существам. Центральное место в данной статье посвящено спору о реальности существования Будды, его учению и трансформациям этого учения. Значительное место отводится описанию образа жизни буддийских монахов, взаимоотношениям внутри буддийской общины и с мирянами. Обоснованы причины привлекательности буддизма и его легкой адаптивности к другим религиозным доктринам. Показаны возможности трансформации буддизма, в том числе и в рамках синкретических вероучений, а также в деятельности тоталитарных и псевдорелигиозных сект. Приведены примеры политизации этой религии и ее включения в активность фундаменталистских организаций.
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, к сожалению, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований в данной области. При изучении данной проблемы автор делает акцент на особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России: реформы Петра I, ликвидацию патриаршества, самостоятельности Русской Православной Церкви, превращение ее в часть созданной Петром I бюрократической государственной системы, начало масштабного процесса секуляризации российского общества, возникновении западничества (направления русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированного на ценности западноевропейской культуры, отрицательно относящегося к идее самобытности, своеобразия, уникальности путей развития русской культуры, сочетающееся со стремлением представителей этой тенденции навязать русской нации формы западной культуры, социальной практики и политического устройства, отвергая систему ценностей и традиционных устоев жизнедеятельности русского общества), имперский характер российской государственности и официальную имперскую идеологию. Автор статьи анализирует содержание формулы-триады С.С. Уварова, лежащей в основе официальной имперской идеологии, а также дискуссии, которые происходили между представителями славянофильства и западничества по поводу осмысления исторического пути и судьбы России, исторической роли православия, Русской Православной Церкви в судьбе русского народа, российского общества и государства, а также всего мира. Данная проблематика сохранила свою актуальность до настоящего времени, в том числе в рамках социологического анализа религии в постсоветской России.
СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ И КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Отталкиваясь от понимания “смерти” текста как процесса его деконструкции, дробления, упрощения, когда текст вместо сообщения становится сигналом, ниже будут рассмотрены и более современные трансформации его роли и системной организации, приводящие к символической “смерти” через усложнение и переход в гипертекст. Причины преобразования текста сообщения в нарратив и в участника интертекстуальных отношений. Окончательный уход в прагматический аспект информационного обмена в различных сферах (межличностная коммуникация, реклама, журналистика, дидактика). Без смерти, ритуализированного акта, при доминировании сетевых форм коммуникации невозможно его включение в пространство сетевого контента. Теперь после публикации текста, у него есть по большому счету всего два пути: либо он интерпретируется и ретранслируется в таком виде, что неизбежно ведет к инфляции содержания, либо архивируется, что равносильно “похоронам”. В любом из вариантов это “смерть” изначального авторского текста, судьбу которого мы рассматриваем. Говоря о “смерти текста”, мы имеем ввиду трансформацию той самой общей концепции (коммуникативного намерения), определяющую функциональность современной текстовой деятельности. Ведущими характеристиками актуальной информации, как единицы коммуникации становится ее триггерный (побуждающий) потенциал и способность выступать сетевым контентом (ликвидность). Признаки, характеризующие текст в традиционном понимании: связность, целостность, т.е. способность демонстрировать качества “системы”, постепенно утрачивают значение в социальной практике.
Социальное насилие традиционно является одной из составляющих в информационном потоке художественной коммуникации, кинематографической в особенности. Специфическим языком кино легче, чем языком других искусств, привлекать и удерживать внимание широкой публики аттракционом насилия. К тому же, как правило, и экономичнее — в силу сравнительно низких издержек воплощения на экране насильственных практик при общей дороговизне кинопроизводства. На Западе экранизация практик насилия с целью развлечения публики, а вместе с ней и обеспокоенность общественности по поводу возможности их негативного воздействия на подрастающее поколение, имеет длительную историю. В рамках концепции “аудитории как жертвы” по проблеме воздействия здесь проведены тысячи исследований, главным образом в США. В СССР кинематограф развлекательной направленности находился под идеологическим запретом, что ставило репрезентацию насилия в соответствующие рамки. В 1990-е гг. киноситуация изменилась коренным образом. Произошедшая эскалация развлекательного насилия на экране вызвала обеспокоенность российской общественности. Социологи начали изучать его восприятие и воздействие на зрителей. В этой связи в статье рассматриваются опыт концептуализации социального насилия и его переформатирование после того, как под влиянием революционного насилия в прошлом веке кино обрело статус “важнейшего из всех искусств” и “общественная значимость” насилия стала культурным кодом его репрезентации. Но при переходе кинематографа к рынку открытый доступ на киноэкраны страны получили зарубежные фильмы. Экранное насилие утвердилось в статусе коммерчески важного коммуникативного аттракциона. В статье на материалах социологических опросов кинопосетителей Кирова и Екатеринбурга рассматривается его эффективность в этой функции. Уделено внимание и социокультурному аспекту проблемы — воздействию образов насилия на подрастающее поколение, в среде которого существует “группа риска”, заслуживающая внимательного изучения и учета в практике социального контроля.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ
Статья посвящена проблеме профессионального отбора персонала в частных охранных организациях. Эта проблема является актуальной, поскольку охранной деятельностью в российской экономике занимается значительное (и даже чрезмерное) количество занятых, а их профессионализм является предметом дискуссий как среди руководителей и кадровиков, так и среди обывателей. В статье кратко рассмотрена система профессионального отбора и обоснованы этапы исследования, проведенного автором в соответствии с заказом руководства одной их охранных фирм, которая осуществляет физическую охрану режимных объектов. Описан экспертно-констатирующий способ конструирования психограммы. Он предусматривает: экспертную оценку персонала для определения успешных и неуспешных сотрудников; подбор методов и методик психодиагностики и тестирование успешных и неуспешных сотрудников; выявление статистически значимых различий в результатах тестирования между успешными и неуспешными сотрудниками и определение профессионально-важных качеств. Подробно проанализированы трудности и ограничения при реализации этих исследовательских процедур. В качестве результата исследования представлен психологический портрет успешного охранника, осуществляющего физическую охрану режимных объектов. Этот портрет включает общее описание факторов успеха, а также описание конкретных профессионально-важных качеств.
Статья посвящена методологическим основам исследования личностных качеств руководителей. В отличие от предыдущих работ, посвященных исследованию личностных качеств руководителей, включая государственных служащих в работах Платона, Аристотеля и М. Вебера, в которых были представлены эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей целерационального, ценностно-рационального и аффективного типов социального действия (по М. Веберу), в данной публикации продемонстрированы эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей традиционного типа социального действия (по М. Веберу), благодаря чему концепция М. Вебера о социальном действии получает еще один подход к верификации на практике. Также в работе доказана возможность прикладного применения концептуального подхода к исследованию традиционного поведения с целью решения прикладных задач в области управления организацией. Выделяются следующие направления социологических исследований традиционного поведения. В рамках первого направления основное внимание в структуре личностных качеств уделяется традиционной составляющей, верности “следованию привычке” (по М. Веберу); в структуре личности этого типа консервативные черты1 носят доминирующий характер, по сравнению с теми, кто настроен на коренное, радикальное изменение и слом устоявшихся порядков и традиций. В рамках второго направления основное внимание в структуре личностных качеств уделяется следованию традициям, которое в равной степени сочетается с радикалистским настроем, готовностью к инновациям. В рамках третьего направления в структуре личностных качеств радикалистские черты доминируют над консервативными; отчетливо проявляются недоверие к авторитетам, склонность к нарушению привычек, готовность к инновациям, радикалистский настрой на перемены.
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
В данной работе обсуждаются социальные и поколенческие теории, созданные видными социологами и экономистами, выявленные ими закономерности развития общества, а также прослеживается взаимосвязь между портретом того или иного поколения и игрушками для детей до 7–11 лет, распространенными в годы формирования данного поколения. Дан обзор современных популярных игрушек и сделан прогноз о том, какие черты и ценности поколения может сформировать их распространение. В начале работы говорится о связи волновой теории Н. Кондратьева, отражающей экономическую ситуацию, оказывающей влияние на формирование облика поколения, и теорией поколений Хоува-Штрауса, а также о социологических трудах, дополняющих современное представление о поколениях: иерархия поколенческих ценностей А.М. Рикель, классификация поколений Ю.А. Левада. Далее внимание уделяется истории игрушек с 1920-х по 2020 гг. и проводится анализ влияния игрушек на формирование поколения, выявляются закономерности между ценностями поколения и распространенными в соответствующий исторический период игрушками, прогнозируется результат влияния современных игрушек на портрет поколения, а также затрагиваются причины такого современного тренда, как геймификация. Поиск закономерностей, по которым изменяется общество, описание разных поколений и исторических и экономических факторов, обусловивших их формирование, попытки предсказать облик следующих поколений актуальны и имеют перспективу развития на стыке общественных и точных наук, могут быть применены в целях прогнозирования сценариев будущего развития социума. Выявление причинно-следственных связей и последующее их выражение с помощью математических методов позволит компаниям и государственным органам быть более готовыми к новым вызовам, адаптироваться к изменениям запросов общества и тенденций его развития. На данном этапе работа частично освещает облик поколения, рожденного в 2000–2020 гг., и оставляет вопросы для дальнейшего исследования.
Китайская киноиндустрия зародилась в начале ХХ в. Китайские городские эмоциональные фильмы в последние годы приобретают все большую популярность, поэтому они все чаще появляются на экране. Темой городского эмоционального фильма, как становится понятно уже из названия, является город: городская повседневная жизнь, городская семья, дружба и любовь. Художественным же средством воплощения режиссерской идеи становится отражение эмоций людей. Сочетание кино и музыки — отдельный “культурный продукт”, порожденный киноиндустрией. Музыка играет ведущую роль в фильме, и особенно важна для того, чтобы подчеркнуть главную тему и передать внутреннюю связь персонажей. Сочетание кинематографической картинки и музыки является очень значимым элементом в развитии кинематографа. Китайцы любят китайские городские эмоциональные фильмы. Большинство же эмоциональных фильмов зависит от обработки звучащих в них песен. В представлении зрителей хороший фильм определяется наличием в нем “хороших” эпизодов. В успешных китайских городских эмоциональных фильмах, как правило, звучит больше одной популярной песни. Эти песни могут быть представлены именно как песни из фильмов, как неразрывно связанные с его сюжетом. А создание текстов песен — очень сложная творческая задача, можно даже сказать “стремление к совершенству”, и этот момент, безусловно, нельзя недооценивать.
ISSN 2541-8769 (Online)