Социологическое образование перед вызовами пандемии: новые образовательные технологии
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-9-47
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Настоящая статья посвящена актуальным проблемам организации и реализации образовательного процесса в период новой коронавирусной инфекции КОВИД-19. Авторы рассматривают два аспекта цифровой трансформации в российском образовании – с точки зрения применения цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности образовательных организаций и с позиции внедрения комплекса цифровых технологий с целью построения такой модели обучения, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач.
В статье подчеркивается, что процесс цифровизация общества в нашей стране развивался равномерно, без особых скачков, однако пандемия послужила катализатором развития цифровых технологий, а сам процесс цифровизации разделился на “до” и “после” начала пандемии. В период пандемии молодое поколение искусственно выпало из русла не только полноценной социализации, которая происходит в рамках учебных заведений и в кругу учителей и сверстников, но и оказалось перед лицом многочисленных проблем, связанных с нарушением традиционного образовательного процесса. Во многом преодолеть обозначенную проблему смогли преподаватели и сотрудники социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, оперативно и эффективно перестроив образовательный процесс так, чтобы он не утратил своего традиционно высокого качества.
Авторы статьи делятся опытом организации образовательного процесса на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который почти два года проходил в так называемом смешанном формате и сопровождался активным внедрением новейших образовательных технологий, в ряду которых синхронное (видеоконференции, видеоконсультации и обратная связь онлайн, чат-румы, общение по Skype, виртуальные классы) и асинхронное электронное обучение, а также проектное обучение и т.н. “перевернутый класс”. Представлены результаты образовательного мониторинга, который показал высокую эффективность образовательного процесса на социологическом факультете в сложных условиях
Авторами также рассмотрены ключевые тенденции цифровизации образования, обозначены его позитивные моменты и детально проанализированы негативные аспекты, особое место в ряду которых занимает виртуализация образования как социального института
Об авторах
Н. Г. ОсиповаРоссия
докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
О. В. Гавриленко
Россия
канд. социол. наук, зав. кафедрой социальных технологий социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
Г. Б. Прончев
Россия
канд. физ.-мат. наук, доц., доц. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
Е. В. Дорцева
Россия
начальник учебного отдела социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
Список литературы
1. Дудина В.И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 13-22.
2. Елишев С.О. Сущность манипулятивного управления в молодежной среде и его разновидности // Труд и социальные отношения. 2018. Т. 29. № 4. С. 156-173.
3. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодежью. М., 2018.
4. Елишев С.О. Социальные последствия манипулирования молодежью // Труд и социальные отношения. 2019. № 1. С. 7-32.
5. Завражин С.А., Овчинников О.М., Фортова Л.К. Очерки по истории и теории превентивной педагогики: монография. Владимир, 2017.
6. Луканин А.В., Еремина Е.В., Неделько С.И. Особенности виртуализации социальных институтов в информационном обществе // Власть. 2016. № 1. С. 41-46.
7. Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6 (58). С. 1763-1771.
8. Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. 2020. № 6. С. 208-214.
9. Осипов Г.В. Социальные науки и образование в условиях становления электронно-цифровой цивилизации // Социальные науки и образование в условиях становления электронно-цифровой цивилизации. М.; СПб., 2020.
10. Осипова Н.Г. Роль классического университета в формировании элиты общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 4. С. 9-31.
11. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория. Ч. 1. М., 2019.
12. Осипова Н.Г. Концептуализация категории общества в истории социологии: ключевые дискуссии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 2. С. 7-34.
13. Осипова Н.Г. Российское общество после пандемии COVID-19: взгляд в будущее // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27. № 4. С. 7-34.
14. Осипова Н.Г., Елишев С.О. Социальное неравенство и молодежь: ключевые тренды 2020 г. (Окончание) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27. № 3. С. 7-42.
15. Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Представления студентов московских вузов о социальном неравенстве в России и современном мире // Вестник Московского университета. 2020. Т. 26. № 3. С. 7-23.
16. Павлють О.А. Виртуализация образовательного пространства: перспективы и вызовы // Социологический альманах. 2019. № 10. С. 165-171.
17. Перлис А. Цитаты известных личностей. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/2058782-alan-perlis-deviz-issledovatelskoi-laboratorii-o-tom-nad-ch (дата обращения: 17.07.2020).
18. Семина Т.В., Тыртышный А.А. Социальная солидарность и конфронтация в период пандемии коронавируса COVID-19: социальные и правовые аспекты // Образование и право. 2020. № 7. С. 11-20.
19. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Приоритетные проекты. URL: www.government.ru (дата обращения: 9.03.2022).
20. Социальное неравенство в современном мире: новые формы и особенности их проявления в России / Под ред. Н.Г. Осиповой. М., 2021.
21. Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 151-154.
Рецензия
Для цитирования:
Осипова Н.Г., Гавриленко О.В., Прончев Г.Б., Дорцева Е.В. Социологическое образование перед вызовами пандемии: новые образовательные технологии. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(2):7-34. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-9-47
For citation:
Osipova N.G., Gavrilenko O.V., Pronchev G.B., Dortseva E.V. Sociological education before the challenges of the pandemic: new educational technogies. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(2):7-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-9-47
ISSN 2541-8769 (Online)