Институционализация наставничества в предпринимательских династиях
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-137-165
Аннотация
В статье рассматривается проблема передачи бизнеса старшим поколением предпринимателей младшим членам семьи.
Воспроизводство предпринимательских династий выступает важным фактором, стабилизирующим национальную экономику. Семейный бизнес отличает более высокая эффективность предпринимательской деятельности. Нельзя утверждать, что воспроизводство предпринимательских династий представляет собой распространенную социальную практику. В последние десятилетия паттерн “Один бизнес, три поколения” сменяется паттерном “Одно поколение, три бизнеса”. Участие родителей в бизнесе является приоритетным фактором выбора детьми предпринимательства в качестве направления профессиональной деятельности. Родительское предпринимательство в несколько раз увеличивает вероятность включения детей в сферу бизнеса. Семейные традиции и опыт ведения бизнеса позволяют с меньшими издержками передать молодым преемникам социальный капитал, транслировать и перенимать неформальный деловой опыт и бизнес-связи. Межпоколенная преемственность обеспечивается формированием и трансляцией семейной культуры бизнес-династии с особыми ценностно-идентификационными смыслами, в том числе особым профессиональным этосом представителей семейного бизнеса.
Бизнес-династия может реализовываться как семейная компания. В такой компании тесно переплетаются деловые и семейные отношения. Важнейшим фактором эффективного функционирования семейного бизнеса являются межличностные отношения. Именно внутрисемейные конфликты чаще всего выступают причиной крушения семейного бизнеса.
Роль старшего поколения в бизнес-династиях состоит не только в передаче собственности и властных полномочий младшим ее членам, но и в обеспечении преемственности предпринимательского дела, осуществлении наставнической функции, передаче молодым семейных предпринимательских традиций и ценностей.
Наиболее серьезными угрозами для семейного бизнеса в России являются: сложная макроэкономическая ситуация, соблюдение требований отечественного законодательства, конкуренция на внутреннем рынке, необходимость осуществления инноваций ради сохранения конкурентной устойчивости бизнеса.
Об авторе
И. В. КузнецоваРоссия
канд. эконом. наук, доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, д. 1. стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234
Список литературы
1. Волков Д.А. Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности // Российское предпринимательство. 2012. Т. 13. № 13. С. 38–44.
2. Волков Д.А., Ильин А.Б. Развитие семейного предпринимательства как синергии предпринимательских компетенций // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 439–450.
3. Второе поколение российских владельцев капитала: недостаток информации и опасения за свое будущее // Центр управления благосостоянием и филантропии московской школы управления Сколково. 2018. URL: https://files.skolkovo.ru/Research/unlimited/SKOLKOVO_WTC_Second_Generation_2018_Rus.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
4. Иванова Е.Ю. Семейственность (непотизм) как деструктивная форма профессиональных династий: государственная политика и общественное мнение // Теория и практика общественного развития. 2020. № 5. С. 42–50.
5. Как основатели передают бизнес детям в России // Исследование Ward Howell Talent Equity Institute и Центра семейного бизнеса при бизнес-школе INSEAD. 2019. URL: https://wardhowell.com/media/kak-osnovateli-peredayut-biznes-detyam-v-rossii (дата обращения: 20.12.2021).
6. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. 2020. № 29. С. 80–102.
7. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 43–60.
8. Климов И., Юсуфов Р. Зона ответственности // PBWM.RU. 2015. № 3 (46). URL: https://pbwm.ru/articles/zona-otvetstvennosti (дата обращения: 20.12.2021).
9. Мостовая И.В., Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Методологические аспекты исследования профессиональных династий в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. С. 70–82.
10. Мурзина Ю.С. Будущее семейного бизнеса в России: передача бизнеса преемникам // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. № 2. С. 141–158.
11. Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Основатели бизнес-династий в России при-знают значимое влияние семейных отношений на бизнес // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1215–1232.
12. Мурзина Ю.С., Тонышева Л.Л. Мотивы собственников в передаче бизнеса преемникам // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10 (ч. 1). С. 1147–1155.
13. Посухова О.Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2015. № 21. С. 100–103.
14. Частный и семейный бизнес в России, 2018 // Международное исследование PwC. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/fbs-report.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
15. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 105–108.
16. Björnberg А., Nicholson N. The shape of things to come – emotional owner-ship and the next generation in the family firm // Family Values and Value Creation. The Fostering Of Enduring Values Within Family-Owned Businesses. L., 2008. Р. 29–52.
17. Dunn T., Holtz-Eakin D. Financial capital, human capital, and the transition to self-employment: evidence from intergenerational links // Journal of Labor Economics. 2000. N 18 (2). P. 282–305.
18. Klein S.B. Family business in Germany: significance and structure // Family Business Review. 2000. N 13 (3). Р. 157–181.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова И.В. Институционализация наставничества в предпринимательских династиях. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022;28(2):99-120. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-137-165
For citation:
Kuznetsova I.V. Institutionalization of mentoring in entrepreneurial dynasties. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2022;28(2):99-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-2-137-165