Preview

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология

Расширенный поиск

Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ (часть 1)

https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-28-49

Аннотация

Статья посвящена исследованию медиатизации сферы здоровья на примере блогосферы. Данная тема рассматривается как актуальная, но недостаточно разработанная в отечественном научном дискурсе, вследствие чего, а также с учетом значимости здоровья как важнейшей составляющей общественной и индивидуальной жизнедеятельности, возникает необходимость ее изучения. В работе предпринята попытка анализа особенностей репрезентации образа здоровья и практик здоровьесбережения в блогосфере. Данный медиаформат сегодня можно рассматривать как мейнстрим виртуальной коммуникации, особенно он популярен среди молодежи. Статья содержит два блока: теоретико-методологический, в котором представлен анализ ключевых понятий: блог, блогосфера, блогинг. Используя в качестве теоретико-методологической основы для их изучения концепции социального пространства, теорий социального действия, в работе предложены следующие их определения: блог выступает как особое социальное пространство, в рамках которого участники осуществляют социально-коммуникативную деятельность – блогинг, направленную на удовлетворение их социальных потребностей, осуществляемую с помощью языка посредством интерпретаций передаваемых смыслов, конструирования их и обмена ценностями, порождая свой дискурс и социальное знание по артикулируемым темам, тем самым способствуя формирования новой социальной реальности – блогосферы. Вторая часть исследования отражает основные направления научной дискуссии об особенностях репрезентации сферы здоровья в блогах на основе анализа актуальных отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике. В работе проведен сравнительный анализ и систематизация основных подходов и позиций исследователей, выявлены особенности репрезентации сферы здоровья в блогосфере, а также положительные эффекты и основные проблемы, связанные с влиянием блогов на социальные представления о здоровье и практиках здоровьесбережения.

Об авторе

А. В. Лядова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Лядова Анна Васильевна, канд. социол. наук, доц. кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234



Список литературы

1. Абрамов Р.Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор // Cоциология: 4М. 2012. № 35. С. 90–118.

2. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.

3. Богданов Д.В. Социальные функции интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 114–120.

4. Богомягкова Е.С. “Доверяй, но проверяй”: практики заботы о здоровье в условиях цифровизации здравоохранения // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 2. С. 263–278. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-2-263-278.

5. Бузин В.Н. Социальное пространство в социологическом дискурсе // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 23–34.

6. Варнавская Е.В. Сетевой медицинский дискурс в блогосфере: социолект и специфика онлайн-общения // Концепт. 2019. № 5. DOI:10.24411/2304-120X-2019-15017.

7. Груздева М.А. Инструменты формирования самосохранительных практик населения: социальные сети и блогосфера // Социальное пространство. 2017. № 4 (11). С. 1–11.

8. Дудина В.И., Сайфулина В.О. “Почитала, еще меньше вакцинироваться захотелось”: онлайн-дискурс вакцинной нерешительности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 1. С. 279–298. DOI: 10.14515/monitoring.2023.1.2344.

9. Жукова А.Г., Ситенко В.В. Бодипозитивистский дискурс в Российском медиапространстве: аксиологический аспект // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности. 2020. № 3. С. 203–211.

10. Захаркин Р.А., Аргылов Н.А. Инфлюенсеры как медиазначимые другие: современные тренды вторичной социализации // Власть. 2021. № 6. С. 27–37. DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8674.

11. Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. 2010. № 1. С. 6–9.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

13. Кимелев Ю. А., Полякова Н.Л. Концепция общества Юргена Хабермаса // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: Реферативный журнал. 1997. № 2. С. 1–24.

14. Клинкова Д.А. Дискурс блогера: социально-коммуникативный аспект // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 1. С. 78–84. DOI: 10.26456/vtphilos/2021.1.078.

15. Кульпин С.В., Савчук Г.А., Якимова О.А. Зачем молодежь создает контент о здоровом образе жизни: факторный анализ тематических блогов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 168–190. DOI: 10.14515/monitoring.2020.2.656.

16. Лаурелль К. Когда блогеры становятся дизайнерами: как меняются профессии в системе моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 56. С. 223–243.

17. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

18. Минина В.Н., Василькова В.В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5. С. 1–15. DOI: 10.15838/sa.2019.5.22.10.

19. Назимко А.Е. Web 2.0: между массовой и элитарной культурой // Медиафилософия. 2009. Т. 2. № 2. С. 80–86.

20. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.

21. Образцова А.Ю., Сердотецкий Ф.А. Механизмы продвижения и монетизации российских и зарубежных СМИ в социальных сетях // Меди@льманах. 2022. № 3 (110). С. 75–84. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.7584.

22. Панюшева М.М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 106–122.

23. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: РЖ. 2000. № 3. С. 136–150.

24. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

25. Педрони М. Двадцать лет модной блогосферы и инфлюенсинга: критический обзор // Теория моды: одежда, тело, культура. 2022. № 1 (63). С. 167–204.

26. Полякова С.В. Особенности блогового дискурса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. № 2. С. 41–45.

27. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. Т. 1. Рациональность действия и социальная рационализация; Т. 2. К критике функционалистского разума. М., 2022.

28. Хитров А. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 5. С. 66–76.

29. Шарков Ф.И. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Том 7. № 4. С. 32-40. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-4-32-40.

30. Шляховой Д. А. Категория диалогичности в микроблоге (на материале немецкой военной блогосферы) // Известия ВГПУ. 2019. № 3 (136). С. 211–217.


Рецензия

Для цитирования:


Лядова А.В. Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ (часть 1). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(3):28-49. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-28-49

For citation:


Liadova A.V. Health representation in the blogosphere: a sociological analysis (part 1). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(3):28-49. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-28-49

Просмотров: 454


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1029-3736 (Print)
ISSN 2541-8769 (Online)