Обучение в бизнес-организациях
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-166-196
Аннотация
В статье представлены основные направления обучения сотрудников в современных бизнес-организациях. Обучение является важной составной частью развития любой организации. Вопрос о непрерывности обучения и развития систем образования в организациях раньше стоял только перед отдельными отраслями, такими как медицина, электроэнергетика и др., но сегодня важно развитие персонала для обеспечения его будущей мобильности и трудоустройства. Иными словами, перед организациями стоит вопрос о том, как развивать персонал, чтобы он был конкурентоспособен, но при этом выстраивать систему мотивации, чтобы создавать необходимую систему лояльности.
История развития технологий управления и подготовки управленческих кадров в России берет свое начало с рационализаторской работы, движения за научную организацию труда во всех отраслях народного хозяйства и государственного аппарата. В это же время развивалась организационная теория, изучался западный опыт совершенствования производства, что в свою очередь влияло на развитие управления в целом. Создавались и развивались уникальные российские технологии, которые, к сожалению, были на долгое время закрыты. Рассмотрены виды и типы обучения, его значимость для развития потенциала сотрудников, приведены конкретные цифры из нефинансовых годовых отчетов некоторых российских компаний различных отраслей деятельности. Отдельно рассмотрена подготовка специалистов в советский период. На основе данных работы Центрального института труда приведены подходы и методы к обучению руководителей и специалистов высшего звена. Воспитание ответственного отношения к делу должно затрагивать каждого сотрудника организации, а не только руководителей высшего и среднего звена.
Важность обучения сотрудников в организациях сегодня является настоятельной необходимостью и является существенным вкладом в устойчивое развитие. Рассмотрены виды и типы современного обучения. В качестве примеров рассмотрены Социальные отчеты российских компаний и приведены конкретные цифры по обученным сотрудникам.
Об авторе
М. В. ЮрасоваРоссия
Юрасова Мария Владимировна, канд. социол. наук, доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Базаров Т.Ю. Импровизация как основа совместного творчества в управлении // Национальный психологический журнал. 2006. Ноябрь.
2. Барков С.А. Жизненный цикл организации и национальные бизнес-культуры // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 4. С. 53–62.
3. Басиев Л.В., Севостьянова И.И. Аттестация персонала: понятие и сущность // Научные известия. Экономические науки. 2016. № 3.
4. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М., 1972.
5. Глухенькая Н.М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 1. С. 42–44.
6. VK. Годовой отчет по ESG (2021). URL: https://rspp.ru/activity/social/registr/
7. Горбунова О.Н. Инвестиции в образование как неотъемлемый элемент формирования трудовых ресурсов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3.
8. Григорьев Д.А. Бизнес-тренинг: как это делается. М., 2014.
9. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. М., 2017.
10. Зинурова Р. Корпоративный университет как точка соприкосновения науки, образования и производства // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 18.
11. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М., 2003.
12. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: softskills или hard skills? URL: http://www.colloquium.ru/article/ hard_soft/hard_soft.php (дата обращения: 21.03.2022).
13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. 2017. № 1 (38).
14. Казанцева Е. Корпоративный университет – движущая сила организации // Управление развитием персонала. 2014. № 38.
15. Калимуллин Д.Д. Корпоративное профессиональное образование // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4.
16. Камерон К.С. Диагностика и измерение организационной̆ культуры / Под ред. И.В. Андреевой. СПб., 2001.
17. Кербель Б.М., Попова И.Г., Федосов Н.И. Корпоративные университеты в системе профессионального образования // Открытое образование. 2005. № 3.
18. Киселева Г.С. Оценка потребности организации в переподготовке и повышении квалификации кадров // Экономика и право. 2015. № 3.
19. Кленина Е.А. Коучинг как одна из форм обучения. URL: https://orelgiet.ru/docs/monah/123.k.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
20. Кудрявцева Е.И., Козин А.А. Корпоративное обучение как современная форма повышения квалификации персонала организации // Теория и практика управления. 2006. № 2 (7).
21. Лалу Ф. Открывая организации будущего / Науч. ред. Е. Голуб. М., 2016.
22. Ленин В.И. “Очередные задачи Советской власти” // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36.
23. Лошкарева Е., Лукша П., Ниченко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М., 2017.
24. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.
25. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1999.
26. Мыльникова С.А., Погосян В.А. Развитие корпоративных университетов в России в свете мировых тенденций // Научное мнение. 2015. № 3–2.
27. Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов // Сайт РСПП. URL: https://rspp.ru/activity/social/registr/
28. Оганян А.А. Теоретические аспекты взаимодействия высшего образования и рынка труда // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3.
29. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25).
30. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М., 2010.
31. Профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187770/
32. Сайт Северсталь. Отчет об устойчивом развитии 2021. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/%D0%9E%D0%A3%D0%A0%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%202021.pdf
33. Сильченко Ю. 10 000 руководителей DHL Express проходят сертификацию на различных модулях программы Certified International Manager. 2019.20.07. URL: https://dzen.ru/media/cfo/10-000-rukovoditelei-dhl-express-prohodiat-sertifikaciiu-na-razlichnyh-moduliah-programmy-certified-international-manager-5d316ca54e057700ad48d6d8
34. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
35. Устойчивое энергетическое будущее. Годовой отчет публичного акционерного общества “Татнефть” им. В.Д. Шашина за 2020 год утвержден Годовым общим собранием акционеров 25.06.2021, протокол № 34. URL: https://www.tatneft.ru/uploads/publications/63ad356b7a11a086043847.pdf
36. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
37. Шарапова Н.В., Унжакова Е.А. Профессиональное обучение персонала как фактор конкурентоспособности организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. № 4 (68).
38. Юрасова М.В. Новый уровень качества управления: модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. Дек. Вып. № 59.
39. Юрасова М.В. Интегрированные системы исследований. М., 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Юрасова М.В. Обучение в бизнес-организациях. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(3):166-196. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-166-196
For citation:
Yurasova M.V. Education in business organizations. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(3):166-196. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-166-196