Институциональный и социально-управленческий контекст современного образования
https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-1-63-98
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению образования как социального института и институционального, социального и управленческого контекста, в котором проявляются его особенности на современном этапе.
Авторами проведен анализ различных форматов образования, выявлены общие закономерности и специфические факторы, определившие его трансформацию. В качестве основных матриц образования авторы выделяют два класса — индивидуальное и групповое обучение. К матрицам индивидуального обучения отнесены: 1) самообразование, 2) наставничество, 3) гувернерство и тьюторство, 4) репетиторство; к матрицам группового обучения отнесены: 1) массовое обучение, 2) традиционное образование, 3) обучения взрослых, 4) матрица “бирюзового” образования. В статье подробно характеризуются составляющие институциональных матриц.
Авторы считают, что взгляд на развитие образования в контексте смены институциональных матриц принципиально важен с позиций социального управления. В статье на основе рассмотрения институционального контекста образовательного процесса выявлены актуальные проблемы социальнуправления в сфере образования и предложены некоторые направления институциональных преобразований. В частности, рассматривается расширение возможностей индивидуального образования (тьюторства и наставничества), активное развитие образования взрослых в соответствии с концепцией пожизненного образования, выравнивание статусов платного и бесплатного образования, а также активное использование ИКТ и ИИ в образовательном процессе. Авторы считают, что предложенные меры позволят дополнить традиционную матрицу образования, снизив ее негативные эффекты, что послужит расширению возможностей для обучения всех категорий населения и повысит качество обучения в целом
Об авторах
С. А. БарковРоссия
С.А. Барков, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
И. В. Колодезникова
Россия
И.В. Колодезникова, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
А. В. Маркеева
Россия
А.В. Маркеева, канд. социол. наук, доц., доцент кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета
Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, 119234
Список литературы
1. Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? М., 2008.
2. Барков С.А. Избавление от неопределенности — естественное желание и порочная стратегия человечества // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности. XV Международная научная конференция “Сорокинские чтения”: Сб. мат-в. М., 2021. С. 331–333.
3. Барков С.А., Зубков В.И. Монологи и диалоги о постмодерне и постмодернизме. М., 2019.
4. Барков С.А., Зубков В.И. Социология организаций. М., 2024.
5. Барков С.А., Маркеева А.В. Пожизненное обучение как императив реформирования государственно-частной системы образования в России // ЭКО. 2022. № 12. С. 106–126. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-12-106-126.
6. Барков С.А., Маркеева А.В., Гавриленко О.В. Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. С. 58–72. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72
7. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
8. Бокова В.М. Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей. М., 2024.
9. “Великая трансформация” Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. М., 2006.
10. Гедгафова Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. № 1. С. 119–124.
11. Исследование показало отношение россиян к платному высшему образованию // РИА новости. 2023.29.08. URL: https://ria.ru/20230829/obrazovanie-1892806556.html (дата обращения: 20.05.2024).
12. Итоги выборочного статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании. 2020 // Сайт Росстат. URL:https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/inobr2020/index.html (дата обращения: 17.05.2024). Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 1. С. 101–115.
13. Кузнецова О. Сколько детей учатся на СО? // Портал А-образование. 2024.09.02. URL: https://ddbo.ru/news/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BE/ (дата обращения: 01.06.2024).
14. Лалу Ф. Открывая организации будущего. М., 2016.
15. Маркеева А.В., Колодезникова И.В. Технологии вовлечения пожилых в трудовую деятельность (обзор зарубежного опыта) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11. С. 18–24.
16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
17. Одегов Ю.Г. Управление талантами — реальность современного менеджмента // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 3 . С. 92– 99.
18. Опрос показал отношение россиян к платному образованию // РБК. 2020.28.08. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f48dab39a794772f9fda504 (дата обращения: 20.05.2024).
19. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М., 2010.
20. Полевая М.В., Сальваторе Д., Камнева Е.В. Управление талантами: трактовка, систематизация, опыт // Управленческие науки. 2018. № 4. С. 104–111.
21. Старшее поколение в постиндустриальных реалиях / Под общ. ред. С.А. Баркова, И.В. Кузнецовой, А.В. Маркеевой. М., 2022.
22. Щербинин С.Н., Мысливец Н.Л., Барков С.А. Наставничество как инструмент привлечения лиц пенсионного возраста к активной трудовой деятельности // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2022. Т. 12. № 1. С. 91–96
Рецензия
Для цитирования:
Барков С.А., Колодезникова И.В., Маркеева А.В. Институциональный и социально-управленческий контекст современного образования. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2025;31(1):63-98. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-1-63-98
For citation:
Barkov S.A., Kolodeznikova I.V., Markeeva A.V. Institutional and socio-managerial context of modern education. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2025;31(1):63-98. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2025-31-1-63-98